• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
6133
«Пик Коптюга»
Химия

«Пик Коптюга»

В исторически тяжелые времена судьба дарит человечеству сильных и честных людей, способных спасти настоящее и определить будущее целого сообщества. Сегодня, 9 июня 2016 г., исполнилось бы 85 лет Валентину Афанасьевичу Коптюгу – выдающемуся российскому химику, организатору науки, человеку, возглавившему Сибирское отделение РАН в один из самых трудных периодов. В.А. Коптюг ушел из жизни 10 января 1997 г. в возрасте 65 лет, оставив след не только в сердцах множества людей, но и в истории развития российской науки

«…бессмертны дела людей, направленные на благо общества»
В.А. Коптюг

Эти слова Валентин Афанасьевич Коптюг сказал в память об академике Михаиле Алексеевиче Лаврентьеве, эти слова лучше всего отражают смысл его собственной жизни. Блестящий ученый, прекрасный организатор науки, всемирно известный специалист по глобальным проблемам Земли, замечательный лектор и педагог, председатель Сибирского отделения РАН на протяжении 17 лет, в течение которых он смог развить и сохранить не только само отделение, но и свою непоколебимую жизненную позицию, остаться гражданином, честным и интеллигентным человеком.

В. А. Коптюг с академиком А. С. Алексеевым

«Большой загадкой для меня осталось то, что Валентин Афанасьевич с готовностью шел на административную работу. Мы часто говорили – вот кончится срок пребывания В. А. Коптюга на очередной должности, и он «уйдет полностью в науку». У меня эта надежда угасла в начале 90-х, когда создалась ситуация, в которой российскую науку нужно было просто спасать. Стало ясно, что Валентин Афанасьевич будет делать это до конца. В июне 1991 г. мы поздравляли его с 60-летием, и я пожелала ему “делать, что хочешь, и быть довольным, как живешь”. На это он ответил: «А у меня все это есть, я вполне доволен».
Т. Н. Герасимова – д. х. н., профессор, заведующая лабораторией НИОХ им. Н. Н. Ворожцова СО РАН

«Обязанности председателя Сибирского отделения требуют полной отдачи сил, мы, по сути дела, должны одного из наших академиков принести в жертву процветанию и развитию Сибирского отделения, всего нашего научного сообщества в Сибири», – из речи академика Г. И. Марчука с заседания Президиума СО АН СССР в 1980 г., когда был выбран новый председатель Сибирского отделения Академии наук. Им стал Валентин Афанасьевич Коптюг.

Кривая истории развития Сибирского отделения РАН имеет два максимума: «пик Лаврентьева», связанный со строительством новосибирского Академгородка (1960—1970 гг.) и «пик Коптюга» (1987—1991 гг.), отражающий интенсивное строительство в научных центрах.

«Помню, в 1965 г. мы с ним ездили в красноярский Институт физики договариваться поработать на появившемся там ЯМР-спектрометре на 100 МГц. При встречах с красноярцами он представлялся как заведующий лабораторией. А вечером в гостинице грустно сказал мне: “Надоело мне заведовать лабораторией, Саша. У меня есть мечта – быть просто старшим научным сотрудником и заниматься только наукой”. Классический начальник делает все так, чтобы было удобно ему самому. Коптюг поступал точно наоборот».
А.К.Петров – д.х.н., профессор, главный научный сотрудник Институт химической кинетики и горения СО РАН

Семнадцать лет Коптюг возглавлял Сибирское отделение Академии наук – почти столько же, сколько и его основатель М.А.Лаврентьев, настойчиво проводя в жизнь стратегию опережающего развития фундаментальных исследований и серьезной поддержки направлений, являющихся основой для научно-технического прогресса. На долю Коптюга выпал самый тяжелый период в жизни отделения, связанный с ломкой государственной системы и кризисным положением экономики страны.

В. А. Коптюг с сыновьями

• В труднейших условиях Валентин Афанасьевич начал системную перестройку Сибирского отделения, наметил и во многом реализовал основные положения новой стратегии развития академической науки, которая позволяла «гибко и оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия, но в то же время сохранять то главное, что заложили в Сибирское отделение его основатели.

«Коптюг никогда не подчеркивал чужих недостатков – и происходило удивительное: стремясь оправдать его доверие, люди невольно подтягивались, начинали верить в свои силы, испытывали желание работать»
Н.Л. Добрецов – д.г.-м.н., академик РАН, профессор, главный научный сотрудник лаборатории сейсмической томографии ИНГГ СО РАН, зав. кафедрой минералогии и петрографии ГГФ НГУ, главный редактор журнала «Наука из первых рук»

• За счет различных источников финансирования удалось создать множество центров коллективного пользования, в том числе Центр синхротронного излучения, Центр фотохимических исследований на базе лазера на свободных электронах, Центр по геохронологии кайнозоя, Центр по новым медицинским технологиям и т. д.

• При Коптюге произошел существенный сдвиг в сторону демократизации жизни научного сообщества. Общее собрание отделения было дополнено выборными представителями институтов, по существу, став двухпалатным форумом, с равенством голосов у каждой палаты.

• Чтобы приостановить отток кадров, Сибирское отделение РАН ввело контрактную систему оплаты ведущих научных сотрудников, что повысило социальную защищенность активно работающих ученых. Были приняты и специальные меры по поддержке молодых ученых.

Редкие минуты отдыха. В. А. Коптюг на рыбалке

«Иногда казалось, что этот человек – из будущего, что он попал не в свою эпоху, настолько он отличался по своему мировосприятию. Трудился он сверх человеческих сил, спешил успеть сделать как можно больше для Сибирского отделения, для Байкала, для нашей страны, в возрождение которой он глубоко верил».
С. В. Чубченко – в 1987—1992 гг. начальник планово-финансового управления СО АН СССР, в 1993—1995 гг. – помощник-консультант В. А. Коптюга по экономическим вопросам

• Большой вклад внес Валентин Афанасьевич в «достройку» территориальной сети научных центров и институтов СО РАН. При нем в дополнение к существовавшим шести научным центрам (Новосибирскому, Томскому, Красноярскому, Иркутскому, Бурятскому, Якутскому) получили официальный статус еще три – Тюменский, Омский и Кемеровский; были организованы новые институты в Барнауле, Кызыле, Чите.

Ночная буря

Ветер всю ночь бушевал
Зло и сердито ярился,
Словно отмщенья искал –
Кто ж перед ним провинился?

В ярости словно ослеп –
Всё без разбору терзал.
То вдруг сильнее он креп,
То ненадолго стихал.

Тяжко деревья скрипели,
Ветками били в окно,
Спрятаться будто хотели
В доме с людьми заодно.

Слышал во сне их мольбу я,
Слышал их стон на ветру,
Но что вели они ночью
В час свой последний борьбу –
Понял я лишь поутру!

Ветви раскинув как девичьи руки,
С чёрным узором на белом стволе
В битве за жизнь перенёсшие муки
Лежали березы на стылой земле.

О, господи!
Наверное нередко так бывает –
Мы спим в тепле,
А рядом кто-то умирает!

Из найденного в письменном столе
В.А. Коптюга

• Несмотря на переход к рыночным отношениям, которые разрушили прежнюю плановую систему внедрения научных разработок, Сибирское отделение при Коптюге сумело адаптироваться к новым условиям путем создания малых, в том числе совместных с зарубежными партнерами, предприятий и технопарковых зон. Реализация линии, начатой Коптюгом, наиболее выпукло проявилась в развитии Новосибирского технопарка.

• В 1994 г. генеральный секретарь ООН Бутрос Гали пригласил Коптюга (единственного от России) в числе 20 других видных ученых и общественных деятелей мира в Консультативный совет по устойчивому развитию. Коптюг выдвинул идею выделить в ряде стран территории, которые могли бы стать модельными образцами устойчивого развития, и предложил объявить такой территорией в России Байкальский регион. В результате оз. Байкал в 1996 г. было включено в список Участков мирового природного наследия, признано мировым достоянием.

Жизнь Валентина Афанасьевича, как писал д.г.-м.н. академик РАН Н.Л. Добрецов в статье «Уроки Коптюга» – это отражение истории нашей страны. Война, эвакуация, смерть старшего брата, репрессированный отец и его расстрел – таким было детство Валентина Афанасьевича. В 1956 г. отца реабилитировали посмертно, но это все равно создавало проблемы не только в школьные, но и студенческие годы. «Знаешь, ты лучше возьми документы и иди куда-нибудь в другое место поступать», – такой была реакция экзаменационной комиссии Московского государственного университета, куда В.А. Коптюг приехал поступать после школы, на рассказ о репрессированном отце. Валентин Афанасьевич подал документы в Менделеевский химико-технологический институт: «Пришел в приемную комиссию к председателю и говорю: “Вот у меня аттестат, который дает мне право поступить к вам без экзаменов. Но есть одно обстоятельство, вот такое и такое. С отцом проблемы”. Они сказали: “Так это с твоим отцом, а не с тобой проблемы”. Так я оказался химиком».

В. А. Коптюг с чл.-кор. А. Б. Соктоевым

В воспоминаниях коллег, друзей, сокурсников, собранных в книге «Эпоха Коптюга» Валентин Афанасьевич неизменно предстает человеком кристально честным, открытым в общении с людьми, жизнелюбивым и свободным несмотря на свой статус, вопреки ему.

Все статьи о В.А. Коптюге – в номере «Без страха и упрека»

Подготовила Татьяна Морозова

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!