«Противозачаточные таблетки» для мужчин – уже в прототипе!
Медицина

«Противозачаточные таблетки» для мужчин – уже в прототипе!

Понятие планирования семьи прочно вошло в жизнь современных людей, и одна из его неотъемлемых составляющих – методы предохранения от нежелательной беременности. При этом медикаментозная контрацепция, надежная и необременительная, разработана только для женщин. Похоже, сейчас ученым удалось нащупать путь создания безопасных мужских контрацептивов в виде лекарственных препаратов

Многие мужчины хотели бы пользоваться контрацептивами, как и женщины, – просто «пить таблетки». Но пока современная медицина может предложить им либо не очень надежные барьерные методы, либо радикальные, такие как операция вазэктомии, которая приводит к стерилизации, пусть и временной.

До сих пор все попытки создания мужских аналогов женских противозачаточных средств терпели неудачу. Экспериментальные препараты, блокирующие выработку или созревание мужских половых клеток (сперматозоидов) или их способность к оплодотворению, либо оказывались недостаточно эффективными, либо имели серьезные побочные эффекты. Развитие и созревание сперматозоидов – очень сложный процесс, и понять, какое его звено можно безопасно и обратимо заблокировать, непросто.

Определение морфологии сперматозоидов по Крюгеру позволяет максимально точно выявить патологии в их строении. По: (Епанчинцева, 2018)

Сперматогенез (развитие сперматозоидов) – процесс достаточно длительный, формально он занимает 74 дня, или приблизительно 3 месяца. Их фертильность плавающая: высокая плодовитость может понизиться вплоть до бесплодия, но возможен и обратный процесс, если будут созданы хорошие условия. Факторов, влияющих на мужскую фертильность, много: генетические аномалии, воздействие окружающей среды, профессиональные вредности, заболевания, а также образ жизни, повлиять на который под силу любому (Епанчинцева, 2018)

Человеческий организм производит несколько миллионов сперматозоидов в день. Их клеточные предшественники также активно делятся и в какой-то момент, согласно определенной биологической «программе», получают молекулярный сигнал, что пришло время дифференцировки в половые клетки. Этот сигнал представляет собой молекулы ретиноевой кислоты – продукта метаболизма витамина А. Ретиноевая кислота связывается в клетках со своими рецепторами, которые затем должны связаться с молекулами белка SMRT, а он в свою очередь активирует еще один белок – гистондеацетилазу HDAC. Образующийся в результате такого каскадного присоединения комплекс синхронизирует работу генов, непосредственно участвующих в процессе сперматогенеза.

Предыдущие попытки воздействовать на этот механизм заключались в блокировании самой ретиноевой кислоты или ее рецептора. Но ретиноевая кислота имеет множество функций, важных для жизнедеятельности организма, и ее недостаток ведет к серьезным побочным эффектам.

Сейчас ученым из Института биологических исследований Солка (США) удалось осуществить более тонкую модификацию процесса сперматогенеза, используя в качестве подопытных лабораторных мышей. На первом этапе они работали с генно-инженерными мышами, несущими мутантный белок SMRT, неспособный связываться с рецепторами ретиноевой кислоты. В результате зрелые сперматозоиды не развивались, при этом уровень полового гормона тестостерона и желание спариваться у самцов оставались в норме.

В следующем эксперименте они давали обычным мышам препарат MS-275 в качестве ингибитора белка HDAC, связанного со SMRT. В данном случае этот препарат, официально одобренный ранее как противораковое средство, снижающее активность генов‐ингибиторов опухоли, успешно остановил выработку сперматозоидов у мышей без явных побочных эффектов. MS-275 нарушил функцию белкового комплекса «HDAC – SMRT – ретиноевая кислота + рецептор» и, таким образом, блокировал фертильность.

Важно, что это блокирование оказалось обратимым. После прекращения приема MS-275 фертильность животных в течение пары месяцев полностью восстанавливалась, а их потомки нормально развивались. И это неудивительно: MS-275 не повреждает сами стволовые клетки-предшественники сперматозоидов, а только нарушает их синхронизацию с молекулярным сигналом (ретиноевой кислотой), который координирует их превращение в зрелые сперматозоиды. После прекращения поступления MS-275 в организм сперматогенез возвращается к норме.

Ученые надеются, что их разработка в скором времени будет проверена в клинических испытаниях и в итоге станет полноценным негормональным контрацептивом для мужчин.

Публикации по теме:

Мужское бесплодие: Кто виноват, и Что делать?

ЭКО: долгая история короткой встречи