В гробнице IX века нашли знатную китаянку с тремя ослами для игры в поло
Археология
Молодая женщина – игрок в поло. Первая половина VIII в. Династия Тан. Музей Гиме

В гробнице IX века нашли знатную китаянку с тремя ослами для игры в поло

Недавно в гробнице знатной китаянки, жившей в эпоху Тан, были обнаружены кости трех ослов. Археологическая находка подтверждает гипотезу, что ослов в средневековом Китае использовали для игры в поло. По-видимому, женщина собиралась и в загробной жизни принимать участие в популярной игре средневековой китайской аристократии

Как ни удивительно, но у древних китайцев не было четкой картины загробного мира, аналогичного античному Тартару или христианским раю и аду. По мнению известного синолога М.Е. Кравцовой, (1994), «в Китае имелось несколько разновидностей представлений о мире мертвых как о подземном мире, хотя все они остались в зародышевом состоянии, не превратившись в какую-либо стройную и четко оформленную систему взглядов». Тем не менее, судя по археологическим свидетельствам, знатные китайцы отправлялись в загробное путешествие, экипированные не хуже, чем жители Древнего Египта, который недаром иногда называют «царством мертвых». Для китайцев была обычной практика оставлять в погребении изображения или останки животных, которые могли понадобится умершему в загробной жизни.

Свидетельством этому могут служить и уникальные находки, сделанные при раскопках «императорского» захоронения Янлин в окрестностях г. Сиань в провинции Шэньси, где некогда располагались столицы 13 китайских императорских династий. Археологи обнаружили на территории погребального комплекса императора Цзин-ди династии Хань, правившего в 156–141 гг. до н. э., не только вооружение, керамическую утварь, инструменты и монеты, но и тысячи миниатюрных терракотовых скульптур, что все вместе представляло собой настоящую модель империи. Среди последних были фигурки не только воинов, чиновников и домашней обслуги, но и всех известных на то время представителей домашней живности, от кур и свиней до лошадей. Судя по количеству и разнообразию найденных в Янлине пород псовых, некоторые из них могли нести воинскую и караульную службу, а другие имели скорее «гастрономическую» ценность».

Стада «терракотовых» животных из гробницы Янлинь. Фото В. Соловьева

Что до ослов, то в Китае их останки практически не встречаются среди археологических находок. Однако в 2012 г. в одной из уже разграбленных гробниц в Сиане среди многочисленных костей животных были обнаружены останки минимум трех таких животных. Учитывая размеры и характер деформаций костей ослов и найденное в погребении стремя, ученые сделали вывод, что эти небольшие активные животные могли использоваться не для перевозки грузов, а для других целей.

Судя по уцелевшей каменной эпитафии, гробница принадлежала аристократке Цуй Ши, умершей в 878 г. н.э. в возрасте 59 лет. Наличие костей таких «плебейских» животных как ослы в гробнице знатной китайской дамы удивительно, и приходится предположить, что тому была особая причина.

Дело в том, что во времена династии Тан (618–907 гг.) в Сиане приобрела большую популярность командная игра с мячом (поло), аналог конного «хоккея» на траве, которая была позаимствована у парфян. В Китае игрой увлеклась аристократия – она считалась полезной для обучения кавалерийским навыкам. Поло было настолько любимым времяпрепровождением знатных китайцев, что изображения игроков в поло часто встречаются на фресках в гробницах того времени.

Но конное поло было опасным, игроки могли стать инвалидами или погибнуть, и некоторые, особенно люди в возрасте и женщины, предпочитали использовать не лошадей, а ослов, чей темперамент считался более подходящим: эти животные меньше подвержены панике. «Ослиное поло» упоминается в исторической литературе, но до сих пор не было археологически задокументировано. И наличие ослиных останков в гробнице аристократки Цуй Ши может говорить о том, что она не только играла в поло при жизни, но и хотела продолжать делать это после смерти.

Таким образом, археологи не только получили первые материальные доказательства существования ослиного поло в средневековом Китае, но и расширили наше понимание роли ослов в истории человечества. Ведь одомашненные в Африке более 5 тыс. лет назад, ослы больше известны как тягловые и вьючные животные, а не как участники «спорта королей».

Фото: https://en.wikipedia.org