Вороны долго помнят своих обманщиков
Ворон (Corvus corax)

Вороны долго помнят своих обманщиков

Ворон (не путать с вороной), крупная птица семейства врановых, считается очень умным, как и некоторые другие представители этого семейства, например, сороки. Это делает этих птиц привлекательным объектом для исследования их познавательных способностей и особенностей памяти. Недавно ученые из Австрии и Швеции выясняли, способны ли вороны понять, что их обманули, и запомнить обманщика.

У врановых хорошая память, как минимум, на события или людей, представляющих для них опасность. Например, американские вороны, Corvus brachyrhynchos, помнят лицо опасного для них человека (который их ловил) в течение нескольких лет после поимки. Какие механизмы памяти задействованы в подобных случаях, непонятно. Ученые предположили, что это может быть эпизодическая память, то есть, память о происходившем событии и контекстных деталях, правда, подобный эффект может достигаться и с помощью иных механизмов. Хотя эксперимент, который они поставили, не дал ответа на этот вопрос, все равно удалось получить интересные результаты.

В исследование включили девять ручных, родившихся в неволе воронов (Corvus corax), шесть самцов и три самки. Вороны известны не только своим умом, но еще любовью к сыру, и экспериментаторы научили их выменивать кусочки хлеба на кусочки сыра. При этом одни люди честно «совершали сделку», другие же жульничали: забирали у ворона хлеб, а сыр съедали сами. Два ворона были «наблюдателями», они только смотрели на происходящее, но сами в обмене не участвовали.

Птицы быстро запомнили, кто из экспериментаторов не обманывает их, и «торговали» только с этими людьми. С обманщиками они меняться категорически отказывались, причем помнили их как обманщиков в течение как минимум месяца после эпизода обмана. Видимо, подобные навыки нужны воронам как социальным птицам: полезно помнить, на что способен твой сосед.

При этом когда «наблюдателей» все же допустили к обмену хлеба на сыр, выяснилось, что они не отличают обманщиков от честных людей. Пока не удалось выяснить причину: либо птиц не интересовал эксперимент, и они мало что видели; либо птицы не смогли запомнить, кто из людей жульничал. Сейчас ученые думают, как изменить ход эксперимента, чтобы ответить на этот вопрос.

Фото из книги Natural History: Birds. Филип Генри Госсе ( Philip Henry Gosse ), 1849 https://commons.wikimedia.org