• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
177
Раздел: История
Чурима белого шамана

Чурима белого шамана

В отдаленных районах Якутии до сих пор сохраняются «островки архаики», где продолжают бытование старинные обычаи и верования. Многие из них связаны с погребальной обрядностью. Так, в пос. Буор-Сысы Момского р-на в одной могильной ограде можно встретить православный крест и традиционную эвенскую чуриму особое погребальное сооружение, символизирующее жилище покойника в царстве мертвых. А чтобы он мог путешествовать по загробному миру, родственниками приготовили упряжных оленей, нарту и все, что нужно оленеводу для кочевок

Дорога шамана не обрывается с окончанием его земного пути. Эвены верят, что после смерти он отправляется на встречу с небожителями – светлыми богами айыы. Чтобы эта встреча состоялась, родственники шамана приносят в жертву оленей, снаряжают нарту, ставят чуриму – жилище покойника в мире мертвых.

Отдаленные северные районы Якутии – уникальный в этнографическом плане регион, в котором сохранились обычаи и традиции, уже прекратившие свое бытование в центральных районах республики. Один из таких «островков архаики» – пос. Буор-Сысы Момского улуса Якутии

Эвены – один из коренных малочисленных народов Севера. Основная часть проживает в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях. Численность, согласно последней переписи населения, составляет 19 242 чел.
Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи языков. В 1931 г. была создана письменность на основе латинского, в 1936 г. – на основе русского алфавита. В 1990-е гг. стала проводиться активная политика по возрождению языка и культуры народа.
Устаревшее название эвенов – тунгусы. Распространение тунгусских племен из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в I тыс. н. э. Расселяясь, они включили в себя часть юкагиров, впоследствии сами были частично ассимилированы якутами.
С началом контактов с русскими в XVII в. испытали их сильное влияние. Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность православной церкви. Вместе с тем у них сохранялись и традиционные обычаи и верования: промысловые культы, почитание духов-хозяев природы, шаманизм.
Основные традиционные занятия эвенов – кочевое оленеводство, охота, рыболовство.
По: (проект «НАРОДЫ РОССИИ»)

В традиционной культуре эвенов погребальная обрядность занимает одно из центральных мест. Почитание усопших, общение с их душами идет из далекого прошлого народа.

11.03.jpg

Прежде у эвенов существовало два способа погребения: воздушный и наземный. При воздушном хоронили на лабазах – специальных площадках, устраиваемых на столбах, при наземном – в деревянных ящиках-срубах. Воздушное погребение считалось более почетным. Этим способом хоронили шаманов и старейшин рода.

В процессе христианизации первый способ постепенно исчез, второй претерпел существенные изменения. Захоронения стали осуществляться по обряду ингумации, т. е. погребения в земле, с соблюдением норм православного обряда: ориентировкой по линии запад-восток, установкой креста. Но при этом некоторые элементы традиционного обряда продолжали сохраняться.

Одним из таких элементов является чурима – погребальное сооружение из трех-четырех жердей, составленных в форме пирамиды. Напоминая остов чума, она символизирует жилище покойника в мире мертвых.

Когда-то чурима встречалась у всех групп эвенов, независимо от района их проживания, теперь ее можно встретить только в отдаленных уголках республики, там, где сохраняется бытование древних традиций.

Видение «белого» шамана

Примером сочетания элементов христианского погребального обряда и традиционного эвенского может служить захоронение Г. П. Слепцова в пос. Буор-Сысы Момского улуса Якутии. По мнению многих жителей села, он был белым, т. е. лечащим, шаманом.

Рассказывают, что перед смертью Гаврила Петрович сказал своей дочери, что видит, как два человека ведут жертвенных оленей. Он решил над ними подшутить, а потом за причиненное беспокойство вознаградить. Зная, что за оленями в стойбище отправился ее брат Николай с другом, она решила записать отцовские слова в тетрадь.

Братья Николай и Дмитрий Слепцовы, сыновья «белого» шамана Г. П. Слепцова

Позже выяснилось, что снегоходы на обратном пути неожиданно заглохли. А ведь были новые и до этого работали без перебоев.

Несколько часов промучились друзья, пытаясь их завести, но у них ничего не получилось. Решив, что пойдут пешком, Николай еще раз попытался завести снегоход – и тот вдруг заработал, будто и не ломался. Обрадованные, друзья продолжили путь.

Вскоре им попались два лося – словно нарочно вышли на середину дорогу и встали как вкопанные. Решив, что это шаман послал им добычу, уложили обоих. По признанию Николая, никогда в жизни ему так легко не охотилось. Он считает, что отец дал им мясо, чтобы угостить родственников и всех людей, которые придут на его похороны.

Крест под чуримой

В соответствии с христианским обрядом, в ногах умершего Г. П. Слепцова был поставлен восьмиконечный крест с верхней перекладиной и косым подножием. Высотою в два раза выше креста внутри ограды также установлено традиционное ритуальное сооружение – чурима.

Могильное надгробие выполнено из жердин. Поверх них установлено еще небольшое сооружение из трех бревен, по виду напоминающее старинное наземное захоронение.

К западу от могилы сооружен помост из лиственничных жердин, на котором покоятся жертвенные олени. Они уложены в строгой последовательности: первым лежит «манчик» – олень, который прокладывает по глубокому снегу тропу для идущих следом оленей; за ним верховой олень «учах» с седлом и поводком; последним уложен олень для перевозки в загробный мир вещей покойного.

Чурима на могиле «белого» шамана Г. П. Слепцова – традиционное ритуальное сооружение, символизирующее жилище покойника в мире мертвых. Фото внизу – помост к западу от могилы, на котором покоятся жертвенные олени и стоит нарта с вещами покойного. Пос. Буор-Сысы Момского улуса Якутии

Для этих вещей к северу от жертвенного помоста устроен еще один помост. На нем также лежат олени, стоит нарта с вещами покойного и всем, что требуется оленеводу для кочевок.

Обычно эвены сжигают одежду и личные вещи умершего, считая, что после погребения от него не должно оставаться никаких следов. Однако в данном захоронении имущество шамана осталось в целости. Возможно, это особенность момского погребального обряда.

Останки жертвенного оленя, седло и вещи покойного эвена на кладбище с. Хонуу Момского улуса Якутии

Солярный диск и деревянная кукла эмэгэт – принадлежности шаманского костюма. Солнце освещало шаманке путь во время ее путешествия по сумрачному Нижнему миру, с помощью куклы она общалась с духами и остальными обитателями потустороннего мира.Краеведческий музей с. Хонуу Момского улуса Якутии

По словам местных жителей, шаманский бубен с колотушкой хранится где-то далеко в горах хребта Черского, в одном из амбаров, принадлежавших некогда Слепцову. Трогать их, а тем более пользоваться ими, нельзя.

Птицы предостерегают

Чурима на могиле Слепцова – не единственная в округе. К северу от поселка находится еще одно подобное сооружение. Установлено оно на могиле неизвестного «черного» шамана. По словам Гаврила Петровича, это был кровожадный шаман, так что он даже запрещал детям приближаться к его могиле.

Чурима на могиле неизвестного «черного шамана». Пос. Буор-Сысы Момского улуса Якутии, 2009 г.

Внутри ограды установлен православный крест, на этот раз шестиконечный (с верхней и основной перекладинами). Оконечности креста украшены резьбой.

Чурима такой же высоты, что и крест. К концам составляющих ее жердин прикреплены деревянные фигурки птиц, похожие на охотничьи манки уток, которыми местные жители привлекают по весне перелетных птиц.

Гаврила Петрович говорил, что птицы служат предостережением: это запретная зона и вход сюда закрыт.

В апреле 2006 г. в Якутске состоялся Первый съезд эвенов РФ, призванный объединить представителей малочисленного народа, проживающих в разных районах Якутии, на Чукотке, Камчатке, в Магаданской области и Хабаровском крае. В задачи съезда входила выработка мер по сохранению культурных традиций и обычаев эвенов, защите их прав и интересов. Потомственный оленевод, представитель момских эвенов Е. И. Слепцов обратился к духам земли с просьбой благословить работу съезда

В погребальной обрядности эвенов Момского улуса Якутии христианские нормы вполне гармонично сочетаются с традиционными верованиями. В одной могильной ограде мирно соседствуют крест и чурима. Символы разных религий, они являются выражением одной веры человека – в вечную жизнь.

После похорон эвены не носят траура, не предаются долгой скорби по умершим. И такое отношение к смерти во многом способствует выживанию маленького кочевого народа в суровых условиях Крайнего Севера.

Литература

История и культура эвенов. СПб.: Изд-во РАН. 1997. 182 с.

Кривошапкин А. В. Эвены. СПб.: Отд-ние изд-ва «Просвещение». 1997. 79 с.

На грани миров. Шаманизм народов Сибири. М: ИПЦ «Художник и книга». 2006. 296 с.

В публикации использованы фотографии автора

Материал для статьи собран при финансовой поддержке фонда Global Greengrants Fund (США), договор № 53-479 от 04.08.09 и № 54-169 от 22.02.10

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments