• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
491
Рубрика: Новости науки
Раздел: Археология
Наскальная живопись Сулавеси: # 40 тысяч лет спустя

Наскальная живопись Сулавеси:
40 тысяч лет спустя

В десятку прорывов года журнала Science вошли результаты прямого датирования наскальных росписей, обнаруженных в карстовых пещерах на о. Сулавеси и соседних индонезийских островах. Открытие в этом регионе Юго-Восточной Азии такого множества красочных наскальных рисунков стало сенсацией не только для специалистов, но и вызвало огромный интерес широкой общественности. Тысячи изображений, большинство из которых представляет собой так называемые «трафареты», полученные путем закрашивания скалы вокруг приложенных кистей рук с раздвинутыми пальцами, вызвали прямые ассоциации с пещерной палеолитической живописью Западной Европы. И вот теперь анализ кальцитовых натеков, перекрывающих наскальные рисунки, указал на их весьма почтенный возраст, от 17 до 40 тыс. лет, и тем самым подтвердил, что пещерные росписи Сулавеси действительно являются древнейшими из всех известных наряду с изображениями на стеках испанской пещеры Эль Кастильо.

В число выдающихся достижений 2014 г. по версии журнала Science вошли результаты работ по датировке наскальных рисунков, обнаруженных в карстовых пещерах на индонезийском Сулавеси, 11-ом по величине острове мира. Их возраст в 40 тыс. лет ошеломил не только массового читателя, но и специалистов

Выступление французского археолога Ж.-М. Шозэна в 2005 г. в Москве на международной конференции «Мир наскального искусства», в котором он представил результаты исследования наскальной живописи на островах Индонезии, произвело на нас, его коллег, неизгладимое впечатление. Ведь речь шла о настоящем открытии!

Всего на Сулавеси было датировано 19 образцов, собранных с 12-ти отпечатков ладоней и двух изображений животных из семи пещер около г. Марос (Южный Сулавеси). Среди древнейших изображений – отпечаток ладони, расположенный на высоте четырех метров, возрастом 39 900 лет; рисунок бабируссы (35 400 лет) и еще одного неизвестного зверя (предположительно, свиньи) – 35 700 лет

Многочисленные красочные изображения вызывали прямые ассоциации с пещерной палеолитической живописью Западной Европы. Только в одной небольшой пещере Тевет на о. Борнео было зафиксировано 145 изображений человеческих рук – так называемых «отпечатков» или «трафаретов», которые получаются путем закрашивания скалы поверх приложенных к стенам кистей рук с раздвинутыми пальцами. Как показали экспериментальные исследования в Европе, такие «классические» изображения рук можно получить, распыляя краситель изо рта через трубочку.

Существенные отличия прекрасно сохранившихся росписей Сулавеси и Борнео от классических франко-кантабрийских росписей состояли в том, что на отпечатки «рук» наносилось множество дополнительных изображений, которые ассоциировались либо с татуировками, либо с раскраской, а также, возможно, с рисунком вен. Археологам, изучающим первобытное искусство, хорошо знакома подобная «прозрачность» и манера воспроизведения внутренних органов животных, таких как сердце и пищевод, но многообразие дополнительных деталей на кистях рук просто поражало!

«Трафаретные» отпечатки рук на потолке пещеры Хам (Борнео). Photo Luc-Henri Fage © Le KalimanthropeПоражало и само количество открытых петроглифов: счет шел уже на тысячи рисунков рук; кроме того, имелись и изображения животных – представителей фауны юго-восточной Азии. В частности, была обнаружена «профильная» фигура свиньи бабируссы, обитающей только на Сулавеси и близлежащих островах. В докладе было высказано предположение о верхнепалеолитическом возрасте росписей, а также затронуты вопросы тематического единства и сход­ства эстетических предпочтений создателей пещерной живописи в Европе и Азии.

И вот, десять лет спустя, в октябрьском номере журнале Nature за 2014 г. были опубликованы результаты датирования пещерных росписей Сулавеси, которые были получены путем анализа кальцитовых натеков, перекрывающих красочные изображения. Эти натеки представляют собой коралловидные образования, мини-сталактиты или мелкие нерегулярные сталактиты шаровидной формы, которые еще называют «пещерный попкорн». В результате были получены датировки от 17 400 до 39 900 лет. Таким образом, если методы прямого (естественно-научного) датирования не содержат ошибки или большой погрешности, то пещерные росписи Сулавеси, действительно, являются древнейшими из всех известных современной науке наряду с изображениями на стенах испанской пещеры Эль Кастильо.

Панно в верхней галерее в пещере Гуа Масри II (Борнео). Photo Luc-Henri Fage © Le Kalimanthrope Нужно отметить, что методы датирования древнейших красителей и рельефных изображений постоянно совершенствуются, к тому же еще в конце XX в. археологи начали декларировать наступление «постстилистической эры» в изучении возраста памятников искусства каменного века и призвали в большей степени доверять естественно-научным методам определения возраста, чем изменчивости стиля изображений.

Древнейшие в Азии

Сенсационность открытия столь древних наскальных рисунков на о. Сулавеси в том, что в этом островном регионе Юго-Восточной Азии никогда не находили следов присут­ствия человека, сопоставимых по возрасту с человеческим черепом из Ниахских пещер с о. Борнео, датируемым 43 тыс. лет до н. э. Тем не менее результаты работы по датировке наскальных рисунков, обнаруженных на островах Тимор и Сулавеси, которую проделал М. Обер (Aubert, 2014), не нарушают хронологическую логику. На сегодня неоспоримо доказано, что человек начал заселять эту часть мира – от северной части Филиппин до юго-восточной оконечности острова Папуа-Новая Гвинея, – уже с эпохи верхнего палеолита. Далее к востоку лежала последняя в Австронезии область присутствия древнего человека, который за последующие 5 тыс. лет расселился по всему Тихоокеанскому региону.
До недавнего времени считалось, что образцы наскальной живописи Юго-Восточной Азии, являются «современными», т. е. относятся к периоду австронезийского влияния. Высказывались даже предположения, что единственными настоящими мастерами наскальной живописи в этом регионе были австралийские аборигены, которые и являлись авторами этих рисунков. Эта гипотеза поддерживалась и наличием на некоторых рисунках изображений вполне современных лодок и оружия.
Кроме того, анализ территориального распределения находок наскального искусства вплоть до 90 ° в. д. показал, что оно носит очень нерегулярный характер, и что в этом смысле такие острова, как Ява, Суматра, Борнео и Филиппины, являются на удивление «бедными». Для объяснения этого факта была привлечена так называемая линия Уоллеса, обозначающая западную границу переходной зоны между азиатской и австралийской фауной, которая сегодня пролегает между островами Борнео и Сулавеси, а некогда была вполне реальным морским проливом, разделявшим два материка. И в этом смысле Сулавеси можно было рассматривать как западный форпост перед обширным пространством, «свободным» от наскального искусства.
Ситуация радикально изменилась после открытия на Борнео в 1994 г. богатой наскальной живописи, представленной преимущественно изображениями человеческих рук – так называемыми «трафаретами», которую, очевидно, можно было датировать концом палеолита (Chazine, 2009). Но только в 2003 г. появилась возможность провести точное датирование изображений на основе содержания изотопов урана и тория и радиоуглеродного анализа в тонкой кальцитовой пленке, покрывавшей росписи. Минимальный возраст, оцененный таким способом, составляет 10 тыс. лет.
Археологические раскопки, проводимые в этом районе в сотрудничестве с индонезийскими властями, регулярно дают датировки 12,5 тыс. лет и старше (совсем недавно даже 24 тыс. лет), и таким образом временные рамки человеческой оккупации Восточного Борнео оказались значительно отодвинуты в прошлое. А датировки в 40 тыс. лет, которые удалось получить для наскальных рисунков соседа Борнео – Сулавеси, свидетельствуют, что с помощью такого эффективного метода, как U/Th датирование, мы можем «прыгать» в прошлое намного быстрее и дальше, чем когда бы то ни было.
Ж.-М. Шозэн (jmchazine@gmail.com), 
Университет Экс-Марсель (Франция)

Стоит также вспомнить, что всего в четырехстах километрах к югу от Сулавеси, на о. Флорес недавно было сделано не менее сенсационной открытие останков «хоббитов» – низкорослых людей. Таким образом, и антропологические материалы Флореса, и пещерная живопись Сулавеси являются свидетельством ранних миграций древнейшего человечества, а пещерные росписи – еще и нетленными памятниками его духовной культуры.

Литература
M. Aubert et al. Pleistocene cave art from Sulawesi, Indonesia // Nature. 2014. V. 514. P. 223–227.
J.-M. Chazine, A. Noury. Deciphering of Rock Art hands stencils with ©kalimain program using Manning’s ratio // 14th International Congress „Cultural Heritage and New Technologies“. Vienna, 2009. P. 197—210.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments