• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1584
Раздел: Этнография

Седоголовым пусть будет!
Детство в культуре современных китайских тувинцев

Тувинцы – один из коренных этносов Центральной Азии – в наши дни немногочисленны и проживают в трех разных странах: России, Монголии и Китае. Основная часть тувинцев проживает в РФ, в Республике Тыва: их численность на 2010 г. составляла около 250 тыс. человек. Этнические группы тувинцев, обосновавшиеся в Китае и Монголии, считаются национальными меньшинствами и не имеют собственных национально-территориальных образований. 

Тувинцы Китая – малочисленная этническая группа, компактно проживающая в Алтайском аймаке Ил-Казахской области Синьцзян-Уйгурского автономного района. В настоящее время численность китайских тувинцев, по их собственным подсчетам, составляет около 2,5 тыс. человек. Материалом для этой публикации послужили результаты полевых исследований автора в местах проживания китайских тувинцев, проведенных в 2010—2014 гг.

В последние годы в Китае в связи с повышением уровня жизни, медицинского обслуживания и ужесточением контроля за демографическими процессами у всех тувинских женщин роды принимают в родильных домах, а случаи домашнего родовспоможения прекратились. Несмотря на это, тувинцы Китая до сих пор придают огромное значение проведению традиционных ритуалов, способствующих здоровью и благополучию матери и ребенка. Этому способствует и то, что в Китае при выписке из роддома тувинской матери отдают плаценту новорожденного ребенка, упакованную в специальный мешочек. Поэтому, в отличие от тувинцев России, из их родильного цикла не исчезли обычаи, связанные с последом и пуповиной, которые в прошлом не выбрасывали, а обязательно сохраняли в определенном месте.

Большой комплекс обрядов детского цикла, которые сохранили многие архаичные черты, призван, во-первых, защитить ребенка от воздействий сглаза и нечистой силы. Во-вторых, эти обряды должны способствовать тому, чтобы он вырос здоровым, полноценным человеком семьи и рода. Поэтому ритуалы детского цикла неизменно сопровождаются магическими действиями, их характеризует обращенность в будущее.

1.01.jpg

Обряд закапывания плаценты

Особое место в родинной обрядности китайских тувинцев занимают ритуальные действия, совершаемые с плацентой. По народной традиции плаценту, выходящую вслед за ребенком, следует закопать внутри дома (юрты) или во дворе, там, где «никто не ходит». Этот ритуал, который и поныне считается обязательным, раньше проводили на третий день после рождения ребенка. Сейчас обряд закапывания плаценты (сонгу иесин шыгжаары) родственники устраивают на следующий день после возвращения женщины с новорожденным ребенком из больницы домой. Анализируя восточно-славянские обряды, известный этнолог А. К. Байбурин отмечает, что захоронение плаценты «необходимо для того, чтобы обеспечить новое рождение, сохранить отношения непрерывного обмена между предками и потомками, нелюдьми и людьми, жизнью и смертью» (1993, с. 43)....

comments powered by HyperComments