1984
Терапия инсульта: заглушить молекулярный «сигнал бедствия» от погибших нейронов
Медицина

Терапия инсульта: заглушить молекулярный «сигнал бедствия» от погибших нейронов

Ежегодно в нашей стране около полумиллиона человек настигает инсульт – крайне опасное, угрожающее жизни состояние, вызванное острым нарушением мозгового кровообращения, что часто приводит к необратимой гибели нервных клеток. В процессах клеточной смерти обычно задействовано множество молекул, и недавно ученые нашли новые молекулярные мишени, воздействие на которые может уменьшить степень повреждения мозга при инсульте

Клетки нашего организма постоянно умирают. Одни – при «плановой» замене, другие – «насильственным» путем при различных патологических состояниях, таких как воспаление, недостаточность кровоснабжения, токсикоз и др.

В отличие от запрограммированной клеточной гибели (апоптоза), при патологической смерти (некрозе) мембрана клетки разрывается и ее содержимое выходит наружу. Так в микроокружении погибшей клетки оказываются молекулы, работающие как «маячки», которые рекрутируют к «месту происшествия» иммунные клетки, отвечающие за воспаление, и таким образом запускают процессы, ведущие к дальнейшей гибели клеток.

Недавно китайские ученые обнаружили вещество, которое в высокой внеклеточной концентрации запускает массовую гибель нейронов при инсульте – остром нарушении кровоснабжения головного мозга. Этой молекулой оказался фарнезилпирофосфат – промежуточный продукт так называемого мевалонатного пути синтеза таких биологически активных соединений, как стероиды (например, холестерина). Высокий цитотоксический эффект фарнезилпирофосфата обеспечивается его структурой – отрицательно заряженной фосфатной «головкой» и длинным 15-углеродным гидрофобным «хвостом».

Фарнезилпирофосфат обычно присутствует во внеклеточном пространстве в небольшом и вполне «безопасном» количестве, однако во время инсульта все меняется, поскольку в нейронах очень активен мевалонатный путь. И когда одновременно умирает много клеток, а их «останки» не разбавляются циркулирующей кровью, этот мощный «сигнал бедствия» может стать серьезной угрозой уже для жизни больного.

На лабораторных мышах с сужением средней мозговой артерии – животной модели ишемического повреждения головного мозга, исследователи доказали повышение уровня фарнезилпирофосфата в тканях при ухудшении мозгового кровотока. Исследовав этот феномен в экспериментах на культурах клеток, они обнаружили, что гибельный эффект фарнезилпирофосфата можно предотвратить, если понизить концентрацию внеклеточного кальция. Эти результаты говорят о том, что фарнезилпирофосфат способствует открытию одного из типов клеточных каналов, регулирующих поступление ионов кальция, а их избыточная активность приводит клетку к гибели.

Ученые выяснили, что уменьшить степень повреждения ткани мозга можно предварительным введением блокатора кальциевых каналов либо соединений, ингибирующих синтез фарнезилпирофосфата. Среди таких веществ оказались и уже известные препараты: золедроновая кислота, применяемая при лечении остеопороза, а также симвастатин для коррекции повышенного уровня холестерина.

Итак, обнаружены новые мишени в терапии тканей мозга, поврежденных ишемическим инсультом. Но до внедрения этого метода в практику нужно еще многое узнать, например, какова продолжительность временного «окна», когда подобное вмешательство может принести пользу. И в любом случае из-за сложной природы ишемического повреждения этот способ лишь дополнит ряд уже известных методов лечения инсульта.

Фото: https://pixabay.com