Любовь с первого погружения
В фотоконкурсе «Наука – это красиво», который проводился в рамках фестиваля «Искусство науки-2011», второе место в номинации «Микромир» заняли работы московского программиста Андрея Нарчука, отдающего все свое свободное время съемкам в дикой природе. Это не первая победа талантливого молодого фотографа-натуралиста –
он уже не раз становился лауреатом престижных международных и всероссийских фотоконкурсов. Его работы можно увидеть в таких популярных изданиях, как «National Geographic», «Digital Photo», «Нептун», «Предельная глубина» и др., а сегодня на страницах нашего журнала он не только покажет удивительных обитателей морских глубин, но и расскажет о своей «карьере» подводного фотографа
К фотографии как средству самовыражения я шел долго: в свое время занимался рисованием, но нетерпеливость характера мешала долгой работе над образом, мгновенно рождавшемся в голове – эту возможность дала только цифровая фотокамера. Зато с дайвингом все получилось неожиданно и просто, стоило впервые очутиться в отпуске на Красном море...
Это была любовь «с первого погружения». Там не было суеты, шума и сиюминутности – только гармония и спокойствие. Во всем виделся или чувствовался смысл, пусть непознанный. И все это было рядом, буквально на расстоянии вытянутой руки… Я плавал каждый день часами, и единственное, что не давало мне покоя – желание удержать изменчивую и щемящую красоту окружающего мира.
После возвращения я не задумываясь приобрел подводный бокс для фотокамеры и при первой же возможности вернулся назад, к морю и рифу. Нырял на задержке дыхания и снимал все, что смог увидеть: краски, узоры, формы, подводных жителей с их удивительным поведением и сложными взаимоотношениями… Но для нетренированного ныряльщика пребывание под водой ограничивается практически одной минутой, а максимально доступная глубина – десятком метров. Очевидной необходимостью стали занятия дайвингом – ведь чтобы сделать интересные кадры «из жизни» обитателей подводного мира, нужно замирать неподвижно и надолго, что невозможно без акваланга.
И даже акваланг не панацея – съемке часто мешает выдыхаемый аквалангистом воздух, да и в сковывающем движение дайверском оборудовании трудно снимать быстрых и маневренных существ, таких как дельфины. Поэтому для каждой съемки нужно выбирать наиболее подходящий способ. Возможно, лучшим вариантом для подводного фотографа будут дыхательные аппараты замкнутого цикла – ребризеры, в которых воздушная смесь циркулирует внутри аппарата. Однако это оборудование и тяжелое, и дорогое.
Но все же для подводного фотографа более важны не технические детали, а умение в совершенстве владеть техникой и своим телом. Чтобы сделать действительно хороший кадр, нужно много времени и терпения. К примеру, потребовалось несколько лет, чтобы найти подходы к такому удивительному существу, как кальмар. И если раньше мне в лучшем случае удавалось за все погружение сделать один кадр издали, то сейчас мы с кальмарами можем плавать рядом, что, понятно, кардинально влияет на результат.
Как известно, самые удивительные путешествия можно совершить, буквально не сходя с места. Для этого¬ зачастую достаточно воспользоваться лупой (или в нашем случае макрообъективом), а иногда и просто наклонить голову и присмотреться! Ведь удивительных созданий можно найти прямо на соседской лужайке, что уж говорить про коралловые рифы, где каждый отросток, каждая щель – сложнейший микромир, основанный на сосуществовании разнообразных живых существ. В первую очередь это сами коралловые полипы – крошечные беспозвоночные животные, многолетним трудом которых создаются грандиозные коралловые рифы – каркас подводной экосистемы, где обитает множество разнообразнейших животных: тысячи видов рифовых рыб, питающихся кораллами, моллюски, голотурии, морские звезды, плоские черви и многие, многие другие.
Неудивительно, что при такой плотности населения на рифе идет постоянная борьба за выживание. Кто-то защищается с помощью ядов, кто-то маскируется, а другие находят спасение в необычном партнерстве. -Наблюдать этот никогда не прекращающийся процесс – огромное счастье, днем и ночью, в любое время года и при любой погоде.
Для меня наиболее привлекательны ночные погружения, когда можно увидеть огромное количество самых необычайных существ всех форм и расцветок, днем прячущихся внутри кораллов.
С помощью специальной макро-оптики удается сделать крупные портреты существ, чей размер зачастую не превышает одного сантиметра. И потом на экране монитора или крупных фотоотпечатках разглядеть то, что невозможно даже увидеть вживую. Именно такие открытия вдохновляют и заставляют двигаться дальше, все больше погружаясь в фантастический подводный мир.