• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
5408
Раздел: Археология

Новая реальность наскального искусства

Музеи и картинные галереи возникли не так давно – в отличие от извечной человеческой тяги к художественному самовыражению. Подтверждением этого служит множество древних шедевров – наскальных изображений и рельефов, которые мы встречаем по всему свету под открытым небом и сводами пещер. Пережив тысячелетия, эти достижения человеческого таланта и мастерства зачастую не могут противостоять силам природы и вандализму туристов. Помочь хотя бы отчасти решить проблему спасения уникальных «музейных» экспонатов позволяют современные исследовательские технологии, благодаря которым удается не только проникнуть в тайны их создания, но и дать им «новую жизнь» в виртуальной реальности

Образцы наскального искусства – неотъемлемая часть культурно-­исторических ландшафтов, в России их можно увидеть в самых разных регионах от Кольского полуострова до Чукотки и Хабаров­ского края, в гротах и пещерах, на вертикальных или горизонтальных скальных плоскостях и одиночных валунах. Каждый из локальных ареалов обладает исключительным своеобразием, сюжетными и стилистическими особенностями; в писаницах (именно так в Сибири принято называть изображения на скалах) Ангары и Енисея, Урала и Алтая, Забайкалья и Якутии отражены художественные предпочтения, культурные традиции и сами исторические судьбы регионов.

Стойкость камня к воздействию времени, его крепость и неуязвимость стали своего рода символом, прочно вошедшим в обыденное сознание как антитеза хрупкости и бренности человеческих судеб. Увы, это не всегда верно: приходится с огорчением констатировать, что неорганизованный туризм зачастую наносит невосполнимый вред хрупким древним скальным «полотнам». Как и любые другие произведения искусства, уникальные камни с нанесенными на них изображениями, составляющие часть нашего культурно-исторического пространства, требуют к себе и соответствующего бережного отношения.

Донести до неравнодушных зрителей красоту древних образов на скалах у чукотской р. Пегтымель удалось при помощи современной реставрационной технологии изготовления резервных копий. Для этого с поверхности камня, покрытого защитным смываемым составом, снимается силиконовая матрица, с которой делается объемная и раскрашенная копия. О ее качестве говорит то, что даже искушенные профессионалы не всегда в состоянии «найти 10 отличий». Справа – реставратор за изготовлением силиконовой матрицы; а, б – тонированные трехмерные копии из полиуретана с тонировкой акрилом; в – петроглифы Пегтымеля. Е. Гиря, Е. Дэвлет © ИА РАН

Нагрузку с оригиналов можно снять с помощью так называемых виртуальных путешествий. Нужно заметить, что вся история научного изучения наскальных изображений связана с совершенствованием методик документирования и исследований этих необычных объектов, а прогресс в техническом оснащении экспедиционных и лабораторных работ позволил зафиксировать особенности древних шедевров в новом качестве. В том числе современные методы визуализации, возможность использования качественных фотографий, панорам и 3D-моделей позволяют виртуально «посетить» памятники, в реальности малодоступные. Более того, современные методы документирования и анализа дают возможность получить существенно больше новой информации и об уже известных объектах, в том числе тех, что уже давно хранятся в музеях.

Неугомонные...

comments powered by HyperComments