• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
753
Раздел: Этнография
«Эта невеста прекрасна ли, здорова ли?»#Свадебные традиции современных тувинцев Китая

«Эта невеста прекрасна ли, здорова ли?»
Свадебные традиции современных тувинцев Китая

Исторически сложилось так, что тувинцы – один из коренных народов Сибири – сегодня проживают не только на территории Российской Федерации, но и в Монголии и Китае. Несмотря на разъединенность этноса, тувинцев объединяет общая этническая идентичность, история и язык, культура и традиции. При этом именно у этнических тувинцев Китая сохранились многие архаичные обряды и обычаи, частично или безвозвратно утерянные у остальных групп. В полной мере это относится к свадебным обрядам, ведь, по представлениям тувинцев, свадьба – один из трех самых важных событий в жизни человека, наряду с рождением и похоронами

В традиционной культуре свадьба является важным и необходимым этапом в жизни каждого человека. В современных условиях урбанизации и глобализации, когда многие этносы утрачивают свои вековые традиции, у тувицев Китая брак и свадьба сохраняют традиционную основу, несмотря на «чужеродное» окружение. Так, у них до сих пор существуют значительные ограничения на выбор брачного партнера: молодым запрещается заключать брак с представителями своего рода вплоть до седьмого колена. Нарушение этих запретов оценивается как недопустимое и осуждается.

Тем не менее и у тувинцев Китая брачная культура не остается неизменной: нововведением в свадебной обрядности начиная с 1990-х гг. стала выплата денежного калыма за невесту, о размере которого родители будущих молодоженов договариваются во время сватовства. Появление такого обычая связано с тем, что китайские тувинцы уже длительное время проживают по соседству с казахами и ханьцами, для которых уплата выкупа за невесту является давней традицией.

Во время сватовства у родителей невесты

Тувинцы – ​коренные жители Республики Тува (Тыва), расположенной в географическом центре Азии, где берет начало р. Енисей. С давних времен Тува находилась в составе разных государственных объединений: Тюркского и Уйгурского каганатов, государства Енисейских кыргызов и др. Только в 1921 г. тувинцы смогли образовать свое государство – ​Тувинскую Народную Республику, которая в 1944 г. добровольно вошла в состав бывшего СССР и по сегодняшний день является субъектом РФ.
Сегодня основная часть представителей тувинского этноса проживает в Туве: на 2010 г. их численность составляла около четверти миллиона человек. Этнические тувинцы в Китае и Монголии считаются национальными меньшинствами и не имеют национально-территориальных образований.
Китайские тувинцы – ​это небольшая (численностью около 2,5 тыс. человек) этническая группа, компактно проживающая в Алтайском аймаке Или-Казахской области Синьцзян-Уйгурского автономного района. Материалом для этой публикации послужили результаты полевых исследований, проведенных автором в местах проживания китайских тувинцев в 2010–2018 гг.

На сегодня у тувинцев Китая мы встречаемся с двумя устоявшимися традиционными формами брака: сватовством по сговору и умыканием невесты по обоюдному согласию молодоженов.

Первая форма женитьбы является наиболее распространенной и включает в себя официальное сватовство и уплату выкупа в виде денег и скота. Но достаточно часто встречается и брак «убегом», когда парень и девушка договариваются между собой без согласия родителей. Уход невесты к жениху без родительского согласия связан прежде всего с экономической стороной брака, так как в этом случае родители жениха могут избежать многих свадебных расходов, включая калым. И хотя такое мнимое «похищение» невесты наносит оскорбление ее родителям, они не пытаются вернуть дочь, как это было принято до конца XIX в. у других тюркских народов Сибири.

Кроме этих форм брака, до середины прошлого века у них (как и у российских тувинцев, алтайцев, хакасов и др.) существовал обычай брачного, или колыбельного, сговора малолетних детей. Обычно он устраивался между близкими знакомыми или друзьями, причем иногда еще до рождения детей. Таким способом тувинцы скрепляли родовые отношения, в которых учитывались экономические, соседские и дружеские связи.

Дойная корова – ​за материнское молоко

Традиционный брак по сговору включает в себя множество различных обрядов и церемоний, первая из которых – ​сватовство, также состоящее из нескольких этапов.

Все начинается с прибытия родителей потенциального жениха к родителям девушки, чтобы просить их согласия на брак. Затем, определив благоприятный день по лунному календарю, родственники жениха приезжают вновь и преподносят родителям, братьям и сестрам невесты небольшие подарки.

Последний этап сватовства – «разламывание чая». Значение чая в свадебной церемонии связано с его региональной семантикой: в Тибете, Монголии и Синьцзяне он раньше служил меновой денежной единицей. Поэтому раздача чая – это символическое распределение блага и одаривание богатством

На следующем, окончательном этапе сватовства родители жениха дарят матери невесты дойную корову, а ее отцу или родному брату – ​коня. Подобную традицию отмечал у российских тувинцев в начале ХХ в. ученый и путешественник Е. К. Яковлев (1900): «Мать невесты должна получить дойную скотину (корову с теленком, оленную важенку-матку), как бы в возмещение того молока, которое было выпито дочерью у нее из груди».

У китайских тувинцев родители жениха перед тем, как увести «подарочного» коня из своего стойбища, устраивают специальный обряд: лоб или шею животного украшают белой материей, гриву мажут топленым маслом и произносят ему восхваления. Считается, что эти действия будут благоприятствовать увеличению поголовья скота. На этом же этапе родителям невесты передают денежный калым.

У молодой пары, начинающей супружескую жизнь, все должно быть новым

После вручения даров совершается главное действие этого этапа – ​разламывание плиточного чая мужем близкой родственницы со стороны отца или матери невесты. Куски чая раздают всем собравшимся, что является символическим одариванием богатством и распределением блага. Кроме мифологической семантики, эта традиция налагает определенные обязанности на родственников – ​участие в подготовке свадьбы.

Поклониться Большой Медведице

К собственно свадьбе относятся свадебный «прием» у родителей невесты – ​«малое пиршество» и родителей жениха – ​«главное пиршество».

Свадебный обряд у невесты начинается с приезда свиты жениха, которая обеспечивает все угощения праздничного стола, привозит крупный рогатый скот и барана для забоя. Начиная пир, жених вносит в юрту обрядовое блюдо – ​бараньи курдюк и ребра, которыми он угощает всех родственников невесты.

В наши дни на свадьбе китайских тувинцев отцу или брату невесты вместо обычного коня дарят «железного» – мотоцикл

Затем устраивают обряд благословения зятя, для чего по ходу солнца каждому присутствующему передается пиала, в которую помещают кусочки мяса и жира с курдюка и ребер, наливают молоко и топленое масло, кладут можжевельник и, самое главное, баранью голень. Последняя в качестве обрядовой пищи используется также на пиршествах при рождении и на похоронах. Тот, кто взял в руки пиалу, произносит традиционное благопожелание зятю. Самой последней его благословляет мать невесты и надевает ему национальную одежду и шапку (раньше – ​любые новые вещи).

Во время свадебных пиршеств ставят новую войлочную юрту, которую привозят родственники жениха сначала ​в дом родителей невесты, затем – ​родителей жениха. В юрте проводят обряд благословения жилища молодоженов, призванный принести удачу молодой семье, вне зависимости от того, где они потом будут проживать. Для этого обруч юрты смазывают топленым маслом, а присутствующие вешают на него разноцветные ритуальные ленточки, шелковый плат. Участники обязательно произносят благопожелание, призванное благословить первое жилье молодых. После проведения обряда новое жилище считается готовым для проживания

После обряда благословения жених на коленях совершает три поклона домашнему очагу: считается, что таким образом он вступает под покровительство духов-хозяев невестиной родни. Интересно, что у некоторых тюрко-монгольских народов России, включая тувинцев, домашнему очагу родни супруга поклоняется только невеста, но не жених.

Все эти действия происходят в отсутствие невесты, которая находится в другом доме. После проведения женихом обрядовых церемоний совершают обряд расплетания волос невесты – ​его исполняют две родственницы, состоящие в счастливом браке и имеющие детей. Родственница жениха расплетает косу и разделяет волосы на две части, а родственница невесты заплетает две косы – ​прическу замужней женщины. При этом волосы обязательно смазывают топленым маслом, что символизирует счастливую и богатую жизнь, и произносят благопожелания.

Если брак совершается по сговору, обряд «постельное пиршество» проводится у родителей и невесты, и жениха

Раньше перед отъездом из дома родителей невеста должна была поклониться созвездию Большой Медведицы – ​этот обряд совершался по указанию ламы, сейчас его проводят редко. Дело в том, что в тувинской культуре небесным светилам (солнцу, луну, звездам) уделяется особое внимание: к ним обращаются в важные моменты жизни, чтобы заручиться поддержкой и защитой. Раньше среди тувинцев было распространено поклонение созвездию Большой Медведицы, так как, по народным представлениям, каждая звезда этого созвездия покровительствует определенным годам 12-летнего цикла восточного календаря. Ритуал поклонения совершался вечером, когда на небе появлялись звезды. Точное время выполнения обрядовых действий определялось тем, в каком году восточного календаря родилась невеста.

ПОСТЕЛЬНОЕ ПИРШЕСТВО За три-четыре дня до свадебного пиршества родители жениха и невесты проводят у себя в домах обряд «постельное пиршество», в ходе которого изготавливают постельные принадлежности для новобрачных. Ритуал этот женский, мужчинам участвовать в нем не разрешается.
Пожилые женщины шьют покрывала для почетного места дома, молодые замужние – ​одеяла, так как китайские тувинцы не покупают для молодоженов магазинные вещи. А согласно их представлениям, гостеприимство семьи может оцениваться в том числе и тем, сколько одеял для гостей имеет молодая семья.
В конце работы на одно из готовых одеял сначала ставят тарелку со сладостями, кладут деньги, а затем сажают двух-трехлетнего мальчика и покачивают его. Эти действия должны обеспечить молодым «сладкую жизнь» и потомство. Затем все рассаживаются вокруг готового одеяла и каждая из присутствующих по ходу солнца произносит благопожелание и мажет край одеяла топленым маслом, что должно символизировать благополучие и достаток будущей семьи

По традиции в тот же день уезжают домой сваты, а через день к дому жениха выезжает свадебный кортеж с молодоженами. И даже здесь тувинцы придерживаются определенных запретов. Согласно традиционным представлениям тюрко-монгольских народов, каждый человек имеет свою «благоприятную» сторону света: восток, запад, юг или север. Поэтому если путь свадебного кортежа лежит не в направлении «удачной» стороны невесты, то новобрачная сначала делает семь шагов в нужном направлении и лишь затем отправляется в путь.

Тувинская невеста до начала обряда не должна показывать своего лица. Поэтому свадебный ритуал начинается с открывания отцом жениха красной шелковой занавеси, за которой сидит невеста

Вместе с невестой едет и ее приданое: постельные принадлежности, кухонная утварь, повседневная и праздничная одежда. По дороге свадебная процессия останавливается на перевалах и священных местах, где проводятся обряды окропления и приносятся жертвенные дары в честь духов-хозяев местности.

За красной завесой

Пиршество у родителей жениха – ​главное событие, завершающее цикл свадебных обрядов. Независимо от расстояния, новобрачную стараются привезти в утренние часы, желательно до обеда, поскольку с ее участием проводят многочисленные обряды. Встречают свадебный кортеж еще в трех-четырех километрах от дома жениха, обычно возле обо – ​ритуального места поклонения духам. После чаепития едут на место проведения свадьбы.

Невеста до начала обряда не должна показывать своего лица. Ее усаживают на правой (женской) части юрты на супружескую кровать так, чтобы лицо было обращено на восток, считающийся у тувинцев наиболее благоприятной стороной света. Затем кровать отгораживают занавесью из шелковой ткани красного цвета.

Невеста выходит к собравшимся в платке, держа в руках тарелку с почетными кусками мяса и можжевельником

Такая свадебная занавесь – ​главный атрибут свадебного пиршества у родителей жениха. В тувинской культуре красный цвет символизирует противостояние и победу над злыми силами, а также безграничную любовь. Значима роль этого цвета и в китайской мифологии, где он считается цветом счастья. После свадьбы этот занавес в течение двух-трех лет должен служить занавеской для супружеского ложа молодой семьи, выполняя роль оберега.

Сидя за занавесью, невеста повязывает платок, что свидетельствует о перемене ее статуса: в прошлом замужние тувинки в обязательном порядке прикрывали голову в повседневной жизни. Начинается свадебный пир, сопровождаемый различными ритуалами и церемониями.

После обряда благословения невесты занавес, за которым она находится, открывают. По обычаю это делает отец или родственник жениха, сидя на корточках. Для поднятия занавеси раньше брали приклад ружья, в наши дни используют палку с прикрепленным белым платком: в этом действии отчетливо прослеживается древняя фаллическая символика, отражающая идею чадородия.

Невеста в сопровождении женщин посещает дома старших родственников жениха, чтобы помолиться их домашнему очагу

Отец жениха задает традиционный вопрос: «Эта невеста прекрасна ли, красива ли? Здорова ли?». После этих обязательных слов выходит невеста в платке – ​такой выход символизирует новый статус женщины, принятой в род мужа. В руках она держит тарелку с мясом и можжевельником, а иногда ей под ноги кладут овечью шкуру, которая потом будет использоваться в состязаниях.

Следующий обряд – ​поклонение невесты домашнему очагу жениха, символизирующее ее вступление под защиту духов-покровителей мужниной родни. В этих ритуальных действиях отчетливо видна граница между «своим» и «чужим» миром, которую переходит молодая.

У китайских тувинцев, в отличие от сибирских народов (бурят и тувинцев), моление огню происходит не только у родителей жениха, но и у других старших родственников жениха по отцовской линии. Эти ритуальные действия, носящие родовой характер, могут происходить в четырех-пяти домах. В каждом доме новобрачная молится домашнему очагу, после чего свекор вручает ей подарок или называет даруемую домашнюю живность.

Когда родственники невесты уезжают домой, то кладут на ее подол камень в знак того, чтобы она осталась навсегда с мужем

В наши дни, если свадьба проходит в городских условиях, ее обязательные элементы – ​поклонение огню невесты или жениха – ​претерпевают радикальные изменения. Так, молодожены молятся в квартире родителей жениха возле кухонной плиты – ​современного подобия домашнего очага.

Когда родственники молодой жены собираются уезжать домой, то кладут на ее подол маленький камень и благословляют: «Выданная замуж девушка, оставайся здесь, подобно этому камню!»; «Девушка, выданная замуж, – ​в пучину брошенный камень» и др. В этом обычае прослеживается имитативная магия: молодая женщина сравнивается с лежащим на земле камнем, который должен передать ей свою неподвижность и вес, чтобы она до конца жизни оставалась с мужем.

Раньше на свадьбе также проводили обряд поклонения Луне и Солнцу, что служило своеобразной клятвой верности в браке перед небесными светилами, но в последние годы этот ритуал проводится редко.

Клан против клана

Обязательными элементами свадебной обрядности тувинцев Китая являются обрядовые состязания – ​схожие соревнования ранее бытовали у сибирских народов, включая российских тувинцев, бурят и алтайцев. При этом участники делятся на две команды на основе родственных отношений с молодоженами – ​в таком делении отчетливо проступает противостояние двух кланов, часто встречающееся в свадебной обрядности многих народов.

Первым обрядовым состязанием на заключительном этапе свадьбы у родителей невесты является борьба за баранью голову. Для этого состязания используется голова барана, заколотого для обряда поклонения жениха домашнему очагу родителей невесты. Сваренную баранью голову заворачивают в чистую материю, желательно светлого оттенка.

Тувинская невеста по отношению к свекру на протяжении всей жизни должна соблюдать определенные запреты, тем самым выказывая ему свое почтение. Так, она всю жизнь не должна произносить вслух его имя. Тот же обычай запрещает ей в присутствии отца мужа ходить с непокрытой головой, подавать голос, обходить его спиной, показывать обнаженные руки. Интересно, что этот обычай и сейчас соблюдается китайскими тувинками вне зависимости от уровня их образования и социального положения

В состязании участвуют по одному молодому, самому сильному парню со стороны жениха и невесты. Жених трижды выбрасывает на улицу через дымоход юрты сваренную овечью голову, но лишь на третьем броске начинается состязание. Суть его в том, чтобы успеть подхватить голову на лету и постараться не уступить ее сопернику, применяя всю свою силу и выносливость. Победитель, у которого голова оказывается на момент окончания борьбы, делится с присутствующими отрезанными от нее кусочками – ​эта пища считается сакральной.

Следующая обрядовая игра – ​состязание в зажигании домашнего очага –происходит в новой юрте молодоженов и проводится как у родителей невесты, так и родителей жениха перед обрядом благословения юрты. Победителем этого состязания становится тот, кто первым зажжет огонь с помощью сухого сена и огнива. Нередко это соревнование сопровождается произнесением обрядовых текстов.

Вареная баранья голова и овечья шкура – главные атрибуты свадебных обрядовых соревнований, призванных, помимо прочего, способствовать увеличению поголовья скотаВо время встречи свадебного поезда проводится необычное соревнование по разбрасыванию муки. Один из друзей жениха высыпает на молодого человека из невестиной свиты тарелку муки и убегает. Считается, что если родня невесты его поймает, то молодая жена будет в семье главенствовать.

На заключительном пиршестве у родителей жениха устраивается борьба за овечью шкуру. Для этого обряда используют шкуру барана, заколотого для ритуала поклонения невесты домашнему очагу родителей жениха. На эту же шкуру она наступает, когда выходит из-за свадебной занавеси.

Шкуру заворачивают в белую ткань, а дальше состязание идет по тем же правилам, что и в случае с овечьей головой. Выигравшего чествуют невеста и жених, его награждают яствами или одеждой. Саму шкуру победитель по традиции дарит уважаемому человеку – ​это считается большой честью.

Почему эти состязания устраивают именно на свадьбе? Дело в том, что все они несут ярко выраженные ритуально-магические функции, которые, во‑первых, должны содействовать укреплению брачного союза и благополучию молодоженов. Во-вторых, как и весь свадебный обряд, подобные состязания имеют целью способствовать молодой семье в получении покровительства духов-хозяев местности, а также благоприятствовать увеличению поголовья скота. В-третьих, в состязаниях за баранью голову и шкуру не случайно использовали дымовое отверстие – ​таким образом устанавливался контакт с божествами Верхнего мира.

Обрядовые состязания (разбрасывание муки и борьба за овечью шкуру), традиционно проводимые у жениха, совершают и в браке с умыканием, хотя в этом случае родственники со стороны невесты в них не участвуют.

«Похищенная» невеста

Брак с умыканием в тувинском обществе осуждается, но принимается как один из видов традиционной женитьбы. Как и раньше, умыкание невесты происходит в двух случаях: если ее родители не одобряют будущий брак дочери или если у жениха нет возможности уплатить калым.

В отличие от брака по сговору, обычные этапы сватовства при умыкании невесты отсутствуют. Родители невесты могут отказывать родственникам жениха до трех раз, после чего они больше не имеют права просить руки их дочери (Namkamidog, 2009). Бывали и случаи, когда сторона невесты расторгала договоренность о предстоящей женитьбе, что подтверждают и фольклорные тексты разных жанров: от исторических преданий до песен.

Варка мяса – один из ключевых моментов подготовки угощения для любой тувинской свадьбы

Когда невесту умыкают, все традиционные ритуалы у родителей невесты не проводятся, даже столь важный ритуал расплетания косы невесты, символизирующий ее переход в категорию женщин, и традиционное состязание за баранью голову.

Вместо этого в доме жениха проводят традиционный предсвадебный обряд – ​«постельное пиршество». А затем через три-четыре дня устраивают свадебное пиршество. При этом традиционную встречу невесты имитируют, для чего ее выводят из дома родственников жениха, загораживая свадебной занавесью. Встречают эту процессию недалеко от дома жениха, а дальше все происходит по обычному сценарию, исключая гостей со стороны невесты.

Обычно после такой свадьбы родители жениха приезжают к родственникам невесты, чтобы попросить прощения за умыкание их дочери. К приехавшим сватам родственники молодой жены относятся не очень приветливо, гневно выражая свои эмоции. Но если сторонам удается мирно договориться, то родственники жениха через некоторое время устраивают свадебное пиршество с приглашением невестиной родни.

Молодожены со свидетелями на свадебном пиршестве. Свидетели – одна из новых черт, нехарактерных для традиционной тувинской свадьбы, как и свадебная фотосессия молодоженов, которая устраивается за несколько месяцев до самого события, чтобы приложить эти фотографии к свадебным электронным приглашениям

Для всех жителей Китая свадьба имеет особое значение: именно она знаменует принятие обществом заключенного брака, официальное создание новой семьи. Китайские законы категорически запрещают добрачное сожительство мужчины и женщины – ​молодые начинают совместную жизнь только после официального вступления в брак. А поскольку к вопросам семьи и брака, выбору брачного партнера китайские тувинцы относятся очень серьезно, то разводы среди них – ​большая редкость.

Современная свадебная обрядность китайских тувинцев представляет собой единый комплекс, вобравший в себя множество обрядов и обычаев, запретов и предписаний. И хотя под влиянием европейской цивилизации у некоторых народов, проживающих в Китае, в свадебной обрядности возникают новые, нетрадиционные черты, тувинской свадьбе удалось до настоящего времени сохранить архаическую основу во всем ее многообразии и зрелищности.

Литература

Юша Ж. М. Зарубежные тувинцы в объективе фотокамеры. Тувинцы Китая. Аннотированный фольклорно-этнографический фотоальбом. Новосибирск: Офсет, 2014. 160 с.

Юша Ж. М. Фольклор и обряд тувинцев Китая в начале XXI века. Структура. Семантика. Прагматика. Новосибирск: Наука, 2018. 400 с.

Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск: изд. на средства В. А. Данилова, 1900. 351 с.

В публикации использованы фото автора

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!