Театр военных действий – на «120 дюжинах бумажных платков»
Когда-то историк и издатель П.И. Бартенев написал: «Стоит только прочесть описание Отечественной войны, чтоб не любящему России возлюбить ее, а любящему полюбить еще жарче, еще искреннее и благодарить Бога, что такова Россия». А если не только «прочесть описание», но и приблизиться к событиям 200-летней давности через документы, военные и бытовые предметы, связанные с историей этой войны?
Огромный интерес в связи с историей Отечественной войны 1812 г. вызывает уникальное собрание русского фабриканта Дмитрия Геннадьевича Бурылина, мецената, благотворителя и основателя в Иваново-Вознесенске Музея промышленности и искусства. Впервые эти реликвии – не только документы, но и оружие, скульптурные портреты, памятные медали, коллекционный фарфор и многое другое – были представлены в Императорском Российском историческом музее в Москве на выставке ко дню празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.
Среди предметов, экспонировавшихся на выставке, особо выделялись «120 дюжин бумажных платков с картиной европейского театра в декабре 1812 г.» различных цветовых оттенков, выпущенных на фабрике самого Бурылина
В 1912 г. к столетнему юбилею Бородинского сражения в Императорском Российском историческом музее готовилась выставка, которая должна была положить начало Музею 1812 года. Особый комитет по созданию в Москве этого музея был учрежден 26 января 1908 г. 19 марта 1908 г. состоялось первое заседание комитета, и с этого периода началась его активная деятельность по собиранию предметов и документов.
Однако создание музея затягивалось, так как вопрос о выделении или строительстве здания для него был окончательно решен только в 1911 г., когда вышло распоряжение о передаче новому музею части здания Арсенала в Кремле. После осмотра выделенного под музей здания выяснилось, что оно нуждается в капитальном ремонте. Члены комитета понимали, что времени для выполнения ремонтных работ и создания экспозиции нового музея к юбилейным мероприятиям практически не осталось, поэтому было принято решение устроить выставку ко дню празднованию юбилея Отечественной войны 1812 г.
Бурылин собирал «редкости» и «древности». Созданный им музей включал живопись и графику, археологические находки и предметы быта, оружие, собрание монет и медалей, «масонскую коллекцию» (масонские знаки разных стран) и собрание предметов верований, быта, искусства Японии, Китая, Индии, Персии, Сиама, Средней Азии, Кавказа. Д. Г. Бурылин с супругой побывал в Египте и приобрел там мумию. У него была великолепная библиотека, собрание рукописей.
В конце XIX в. ивановский фабрикант собрал коллекцию в традициях универсальных музеев начала XVIII в. Этот универсализм был не «всеядностью» коллекционера, а стремлением представить мир во всем многообразии и показать собранное публике. Другой особенностью собрания Д. Г. Бурылина было включение в состав музейного собрания созданных им и его земляками предметов текстильной промышленности: выбойки, набойки, ситцы декоративные, мебельные, платки. На своей фабрике он создавал, как бы мы сейчас сказали, эксклюзивные вещи – так было с платками к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г., ставшими музейными экспонатами не только в бурылинской коллекции.
В традициях универсализма и просветительства XVIII в. фабрикант Д. Г. Бурылин, не получивший никакого специального образования, в конце XIX — начале XX вв. создал в провинциальном русском городе Иваново-Вознесенске уникальный Музей промышленности и искусства, открыв его в специально построенном здании
Опыт проведения таких выставок уже был. В 1909 г. в Москве, в Императорском Российском историческом музее, было представлено свыше 1000 экспонатов, имевших отношение к войне 1812 г.: живописные работы, гравюры, документы, оружие. В организации выставки тогда приняли участие как известные коллекционеры Бахрушин, Щукин, Цветков, так и некоторые воинские части русской армии, сохранившие реликвии Отечественной войны. Так как в здании Арсенала, предложенного для Музея 1812 года, невозможно было разместить выставку, то по просьбе комитета залы для экспонирования были предоставлены Императорским Российским историческим музеем с разрешения его председателя великого князя Михаила Александровича.
«Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами…»
Для организации выставки комитет выделил из своего состава особое бюро, в которое вошли члены комитета по постройке в Москве Музея 1812 года, члены Кружка ревнителей памяти Отечественной войны, два представителя от Франции и ряд других лиц. С марта 1912 г. бюро начало активную работу. По ходатайству председателя комитета князя Н. С. Щербакова для организации выставки из Императорского Эрмитажа, Зимнего Дворца и Московской Оружейной палаты были представлены предметы, принадлежавшие лично императору Александру I, военные трофеи и другие реликвии эпохи Отечественной войны и заграничных походов 1813—1815 гг.
Структура выставки включала в себя семь разделов: зал императора Александра I, Юбилейный зал, «Бородино», «Москва 1812 года», залы, посвященные Наполеону, французской армии и ее отступлению.
Столь большое внимание, оказанное на выставке противоборствующей стороне – Франции, объяснилось политическими реалиями рубежа XIX—XX веков. С начала 1890 гг. между Россией и Францией был заключен ряд политических соглашений, положивших начало образованию военного союза двух стран, просуществовавшего до 1917 г. Летом 1912 г., накануне открытия выставки, между двумя государствами была заключена Морская конвенция, в которой указывалось, что «морские силы Франции и России будут действовать совместно во всех тех случаях, в которых союз предусматривает и предписывает совместные действия сухопутных войск». А в преддверии нараставшего военного конфликта в Европе с 1911 г. ежегодно стали проводиться совещания начальников русского и французского генеральных штабов. Столь превалирующее представление личности Наполеона и подробное освещение боевого пути французской армии стало политическим и культурным реверансом России в сторону ставшей союзником Франции.
Для сбора экспонатов комитет решил продолжить традицию выставки, прошедшей в 1909 г., и для подготовки выставки в 1912 г. обратился к широкому кругу частных коллекционеров. Членами бюро было разослано около 350 писем с просьбой о предоставлении экспонатов на выставку. Письмо с предложением об участии в юбилейной выставке получил и иваново-вознесенский фабрикант и коллекционер Дмитрий Геннадьевич Бурылин, уже принимавший участие со своими коллекциями в нескольких российских и зарубежных выставках.
Имея в своем распоряжении крайне ограниченное время для организации выставки, бюро отказалось от первоначальной идеи дать исчерпывающее представление обо всех военных кампаниях и сражениях и приняло решение по возможности наиболее полно представить историю Отечественной войны 1812 года, заграничных походов 1813—1815 гг., затронув и социально-общественную жизнь Российского государства. Это решение бюро позволило Д. Г. Бурылину, помимо имевшихся у него предметов, относящихся непосредственно к истории Отечественной войны, представить и часть своей коллекции масонских знаков, ставшей к тому времени уже достаточно известной.
«В сохранение вечной памяти… беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству»
Предметы из коллекции Д. Г. Бурылина были рассредоточены в пяти залах. На выставку Дмитрий Геннадьевич представил более 320 различных предметов, среди них чугунный бюст Александра I; несколько различных по размерам и технике исполнения портретов и барельефов императора Александра I; палка-посох Кутузова (его собственной работы); фарфоровые блюдо и чашка с изображением Кутузова; картина с изображением Собора Василия Блаженного; три витрины со знаками масонских лож; памятные медали России и Франции, посвященные Александру I и Наполеону Бонапарту; серебряные рубли России, выпущенные к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г.; две деревянные табакерки с профилями французского императора; знак ордена Почетного легиона; личное письмо Наполеона Бонапарта к Жозефине. Среди предметов, экспонировавшихся на выставке, особо выделялись «120 дюжин бумажных платков с картиной европейского театра в декабре 1812 г., с изображением в центре платка памфлета немецкого происхождения» различных цветовых оттенков, выпущенных на фабрике Бурылина и преподнесенных меценатом Музею 1812 года в дар. При передаче Бурылин особо отметил, что эти платки в продажу не поступали. Также Дмитрий Геннадьевич передал в дар будущему музею 5 ситценабивных платков с изображениями исторических личностей и событий Отечественной войны и эпохи наполеоновских войн, что стало основанием для включения Дмитрия Геннадьевича в «Список Высочайших особ, официальных и частных лиц и учреждений, принесших в дар предметы и документы, из которых образовался Музей 1812 г.», опубликованный в каталоге выставки.
29 августа 1912 г. выставка была торжественно открыта в присутствии императора Николая II, великого князя Михаила Александровича, великих княжон Ольги, Татьяны и Марии, великих князей Бориса и Кирилла Владимировичей, князей Ивана и Гавриила Константиновичей, принцев Александра Петровича и Петра Александровича Ольденбургских.
Выставка вызвала большой интерес у общественности: в 1912 г. из 68 628 человек общего числа посещений Исторического музея 42 194 человека пришли непосредственно на выставку, посвященную Отечественной войне 1812 г.
«…Почтить дни празднования юбилея»
1912 г. был особым для промышленника Д. Г. Бурылина. Производством тканей еще в XVIII в. занимался Матвей Иванович Бурылин, и в начале следующего века производство значительно расширилось. Связано это было с войной 1812 г.: когда в огне московских пожаров сгорели многие из столичных текстильных фабрик, производство тканей на фабриках в провинции стало набирать обороты. В 1812 г. дед Дмитрия Бурылина, Диодор Андреевич, построил каменную ситценабивную фабрику в центре с. Иваново. Десятилетие с 1812 г. по 1822 г. стало своеобразным «золотым веком» ивановских набойщиков, наживавших в это время целые состояния на производстве текстильной продукции, что позволяло части наиболее предприимчивых из них получить вольную. В 1831 г. выкупился из крепостной зависимости от графа Шереметева и Диодор Бурылин.
Так что в 1912 г. род Бурылиных отмечал столетие своей промышленной деятельности. Эту дату Дмитрий Геннадьевич решил ознаменовать началом строительства специального здания для музея, проект которого был создан архитектором П. А. Трубниковым. Дата для торжественной закладки специального музейного здания, 25 августа, была выбрана не случайно: это произошло накануне 100-летнего юбилея Бородинской битвы (25 августа 1812 г. произошло сражение за Шевардинский редут).
Отметить 100-летие Отечественной войны 1812 года промышленник и коллекционер Д. Г.Бурылин решил не только участием в московской выставке, закладкой здания музея, но и особыми гуляниями по случаю этого замечательного события. В середине августа 1912 г. Д. Г. Бурылин обратился к иваново-вознесенскому полицмейстеру Н. Л. Червяковскому с особым ходатайством – разрешить устроить по случаю предстоящего юбилея Отечественной войны карусель, фейерверк и «фонарики», а также «музыку на бульваре и раздачу юбилейных платков».
Полицмейстер со всей серьезностью и дотошностью подошел к этому делу. Уже 17 августа он предписывает полицейскому надзирателю узнать у Д. Г. Бурылина «точно, где именно, в каком месте и когда» предполагается устроить все эти мероприятия. Но не все предложения Бурылина по проведению юбилейных мероприятий были сразу и безоговорочно приняты. Почему-то особенно насторожило полицмейстера готовящееся действо по раздаче платков. Чиновник попросил Бурылина представить по одному образцу каждого рисунка на таких платках. Рисунки долго и тщательно изучались на предмет запрещенных тем, но ничего крамольного обнаружено не было.
26 августа 1912 г. на бульваре у дома Д. Г. Бурылина состоялись праздничные гуляния. Раздача «даровых билетов в кинематограф» едва не была сорвана. Практичным хозяевам кинематографа эта идея не особенно понравилась. Помогло поступившее от Министерства торговли и промышленности циркулярное письмо фабрикантам и заводчикам с предложением о принятии мер к устройству для рабочих специальных чтений и прочих развлекательно-патриотических мероприятий, «чтобы почтить дни празднования юбилея». Идею Д. Г.Бурылина поддержало Иваново-Вознесенское благотворительное общество, которому принадлежал свой электротеатр «Вечерний отдых». Было принято решение о бесплатном допуске 1000 человек рабочих с 12 часов дня до 7 часов вечера для просмотра картины об Отечественной войне 1812 года.
«Музей – это моя душа, а фабрика – источник средств для жизни и его пополнения»
Открытие Музея промышленности и искусства в декабре 1914 г. пришлось на начало Первой мировой войны – Второй Отечественной войны, как называли ее тогда в обществе.
1917 г. положил конец не только «Товариществу мануфактур Д. Г. Бурылина», но и уникальному музейному собранию Дмитрия Геннадьевича. В 1919 г. на его основе был открыт Ивановский губернский музей, а его создатель оставлен хранителем. В 1924 г. Бурылин был отстранен от хранения музея, а 13 сентября этого же года Дмитрий Геннадьевич скончался. После национализации музейного собрания в 1919 г. целостность коллекции Бурылина была нарушена: предметы или перераспределялись по музеям всей страны, или признавались не имеющими музейного значения и уничтожались «за ненадобностью». Хранителями наследия ивановского промышленника и собирателя стали Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей истории религии, Государственный музей искусства народов Востока; музеи Владимира, Керчи, Курска, Юрьев-Польского и многих других больших и малых городов.
Что касается собрания предметов, относящих к истории Отечественной войны 1812 года, то экспонировались они лишь эпизодически, и то в основном это был изобразительный материал.
В сентябре 2012 г. к 200-летию Бородинского сражения Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина представил общественности крупный выставочный проект «Недаром помнит вся Россия!», посвященный этой яркой странице отечественной истории. В проекте впервые в полном объеме была представлена коллекция предметов, относящихся к истории Отечественной войны 1812 года из собрания Д. Г. Бурылина.
Отдаленная от нас двумя столетиями Отечественная война 1812 года через судьбы конкретных людей становится ближе и понятнее. Несостоявшийся сто лет назад и открывшийся этой осенью в Москве Музей 1812 года обязан своим рождением в том числе и русскому промышленнику Д. Г. Бурылину. Увлеченный историей, познававший ее через конкретный предмет, не закрывавший свою уникальную коллекцию от публики, фабрикант Дмитрий Геннадьевич Бурылин стал настоящим просветителем не только для своих современников, но и для сегодняшних посетителей многих и многих музеев, хранящих его разошедшуюся по городам и весям коллекцию.
Литература
Балдин К. Е. Выставочная деятельность Д. Г. Бурылина в 1903—1913 гг. // Материалы научно-практической конференции «Меценаты русской провинции: история и современность». Иваново, 2008.
Выставка 1812 г. / под ред. В. Божовского. Москва, 1913.
Додонова А. А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1997.
Щавелев И. И помнит вся Россия про день Бородина // Рабочий край. 31 августа 2012 г.
Автор и редакция выражают благодарность руководству Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина за предоставленные иллюстрации