Антабус – проверенное средство от алкоголизма, эффективен против раковых метастазов
Раковая клетка молочной железы. Сканирующая электронная микроскопия

Еще несколько десятилетий назад случайно выяснилось, что антабус – препарат, применяющийся при алкоголизме, способен убивать опухолевые клетки. Это случилось после того, как антабус был прописан женщине с диагнозом «метастатический рак», которая начала злоупотреблять алкоголем. В результате женщина прожила еще 10 лет и умерла в 1971 г., выпав из окна в нетрезвом состоянии. Вскрытие показало, что метастазы раковой опухоли в ее теле к этому моменту практически исчезли.

Препарат дисульфирам, больше известный под торговой маркой антабус, блокирует фермент, который катализирует превращение токсичного ацетальдегида – продукта метаболизма этилового спирта, в уксусную кислоту. В результате ацетальдегид накапливается в организме, вызывая тошноту, рвоту и учащенное сердцебиение, что делает прием алкоголя очень неприятным.

Еще в 1970-х гг. ученые подтвердили в опытах на экспериментальных животных, что дисульфирам убивает раковые клетки и замедляет рост опухоли. Результаты небольшого клинического исследования, опубликованного в 1993 г., также свидетельствовали, что препарат увеличивает выживаемость у женщин, прооперированных по поводу рака молочной железы. Тем не менее это направление исследований активно не развивалось, и антабус не вызывал большого интереса у онкологов. Однако недавно ученые из Дании и Чехии не только еще раз подтвердили противораковые эффекты препарата, но и выяснили механизм его действия.

Исследователи провели статистический анализ, используя реестр онкологических больных Дании за 2000–2013 гг., содержащий данные о примерно четверти миллионов случаев заболевания раком, а также информацию о лекарствах, которые принимали пациенты. В реестре обнаружилось около 3 тыс. больных, которым был назначен антабус, – примерно 40% из них принимали его регулярно. Оказалось, что у этих больных смертность от рака была на треть ниже по сравнению с теми, кто прекратил прием препарата.

В экспериментах на лабораторных мышах исследователи подтвердили, что дисульфирам замедляет рост раковой опухоли молочной железы, и что этот эффект, как уже было известно ранее, усиливается добавочным приемом меди. Оказалось, что противораковой активностью обладает метаболит дисульфирама – дитиокарб, образующий комплекс с медью. Этот комплекс блокирует механизмы, которые клетки используют для утилизации дефектных или уже не нужных белковых молекул. Накопление же в клетках белкового «мусора» в конечном итоге приводит их к гибели.

Интересно, что при этом дисульфирам не поражает нормальные, здоровые клетки, даже если пациент принимает препарат в течение многих лет. По пока не выясненным причинам комплекс дитиокарба с медью накапливается в клетках опухоли примерно в 10 раз интенсивнее, чем в нормальных тканях.

Таким образом, дисульфирам может продлить жизнь пациентов с метастатическим раком, что и было продемонстрировано в небольшом клиническом исследовании на пациентах с раком легких, принимавших химиотерапию. Сейчас ученые планируют проведение клинических испытаний на пациентах с метастатическим раком молочной железы, толстого кишечника и мозга. Большой плюс антабуса в том, что он давно применяется в медицине и не нуждается в проверке на безопасность. Поэтому если клинические испытания подтвердят его эффективность в отношении метастазов, врачи уже в скором времени смогут назначать этот препарат раковым больным.