Чудо-бейсболка для успешного лечения облысения
Очаговая алопеция

Чудо-бейсболка для успешного лечения облысения

Облысение или, по-научному, алопеция – дерматологическая патология, которая встречается как у мужчин, так и у женщин. Хотя мужчины подвержены ей сильнее – выпадению волос способствуют мужские половые гормоны, в первую очередь тестостерон. Многие люди тяжело переживают утрату волос, поэтому этой проблемой занимаются не только дерматологи и косметологи, но и ученые, которые разрабатывают новые методы восстановления волосяного покрова

Первое, что должны знать люди, решившие бороться с облысением: по-настоящему действенного средства обратить вспять выпадение волос до недавнего времени не существовало – ни в народной, ни в официальной медицине. Основными лекарствами для лечения облысения до сих пор служили миноксидил, применяемый местно, и финастерид, принимаемый внутрь. Оба эти препарата могут только стимулировать рост и уменьшить выпадение волос, но они должны применяться постоянно и при этом вызывают неприятные побочные эффекты. Есть и более радикальный метод – пересадка волос, но это малоприятное и очень недешевое «удовольствие».

Неудивительно, что для борьбы с потерей волос разрабатываются новые, неинвазивные, нефармакологические и комфортные для пациента средства, такие как термическая, лазерная и электрическая стимуляция роста волос.

Стимуляция кожи с помощью электрических импульсов усиливает приток ионов кальция в клетки сосочкового слоя дермы – внутреннего слоя кожи, лежащей под эпидермисом. Она улучшает работу митохондрий – энергетических станций клетки, стимулирует синтез белка, регулирует секрецию факторов роста – сигнальных молекул, влияющих на рост, размножение и дифференцировку клеток. В результате такого воздействия восстанавливается естественный процесс роста волос. Однако обычные устройства, генерирующие подобные импульсы, довольно громоздки и неудобны в использовании.

Недавно ученые из Великобритании и Китая разработали компактное гибкое беспроводное устройство для лечения облысения, крепящееся на кожу головы. Его назвали m-ESD (от motion-activated electric stimulation device – устройство для электростимуляции, активируемое движением), так как оно не требует источника питания, а использует трибоэлектрический эффект, преобразуя в электрический ток механическую энергию трения слоев материалов с разным электрическим зарядом.

В экспериментах на лабораторных крысах исследователи прикрепили это устройство к спине животных, у которых на голове и спине выбрили шерсть. При движении животных пластина m-ESD изгибалась и растягивалась, что активировало трибоэлектрический эффект. Соседние выбритые участки на спинах крыс обработали миноксидилом, витамином D3, также способным стимулировать рост волос, и физиологическим раствором (для контроля).

Результаты оказались впечатляющими: через три недели отросшие волоски в области m-ESD были примерно вдвое длиннее и в полтора раза гуще, чем там, где использовались лекарственные препараты.

Затем исследователи повторили эксперимент на генетически дефектных безволосых мышах, у которых волосы не растут из-за дефицита факторов роста. Под действием m-ESD выросшая шерсть у этих животных также оказалась длиннее и гуще. Выяснилось, что устройство стимулировало в коже мышей выделение факторов роста, влияющих на основные клетки эпидермиса и способствующих формированию новых кровеносных сосудов.

Однако поскольку мало кто из лысеющих людей согласился бы разгуливать с пластиной m-ESD на голове, появилась на свет кепка-бейсболка из трибоэлектрических материалов. Как считают исследователи, такой головной убор поможет тем, у кого процесс облысения только идет либо закончился недавно, потому что со временем кожа теряет способность производить новые волосяные фолликулы. Устройство также вряд ли будет работать у спящего человека, но носить его круглые сутки и не нужно: достаточно нескольких часов в день.

Сейчас новое устройство для лечения облысения готовят к клиническим испытаниям, но его создатели уверены в успехе. Ведь «голые» мыши считаются лучшими моделями мужского облысения, а один из исследователей к тому же успешно протестировал чудо-бейсболку на своем лысеющем отце.

Фото: https://ru.wikipedia.org