Один укол в неделю нормализует сахар, избавит от лишнего веса  и укрепит кости
Медицина
Кристаллическая структура интерлейкина-6, белка, ставшего одним из составляющих нового лекарства против диабета

Один укол в неделю нормализует сахар, избавит от лишнего веса и укрепит кости

Сегодня в мире сахарным диабетом страдает более 370 млн человек – это больше, чем все население США. Эпидемия ожирения, провоцирующая диабет, к 2030 г. удвоит эту цифру. Ученые надеются, что новое, пока еще экспериментальное лекарство поможет людям в борьбе с наиболее распространенным диабетом 2-го типа и его осложнениями

Сахарный диабет – это группа заболеваний, при которых в крови стойко повышен уровень глюкозы. При диабете 1-го типа разрушаются бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин, который участвует в обмене глюкозы. Такие больные составляют примерно пятую часть страдающих диабетом. Более распространен диабет 2-го типа, когда инсулин вырабатывается, но организм на него не реагирует.

Одним из предшествующих (а впоследствии и сопутствующих) диабету 2-го типа состояний считают так называемый метаболический синдром, который характеризуется излишним весом, артериальной гипертонией и нарушениями обмена углеводов. Единого мнения о его патогенезе и лечении до сих пор нет, но большинство медиков рекомендует таким пациентам начинать со снижения веса. Иногда одного этого достаточно для нормализации уровня сахара в крови. Но в серьезных случаях назначаются лекарственные препараты. В частности, практикуется терапия инсулином, поскольку при диабете 2-го типа со временем поражаются и клетки поджелудочной железы. Однако эти лекарства не всегда эффективны и обладают побочными действиями.

Недавно ученые из Австралии, Канады и Германии создали новый лекарственный препарат, представляющий собой химерный белок, состоящий из «кусочков» двух других белков: интерлейкина 6 (ИЛ-6) и цилиарного нейротрофического фактора (CNTF).

Оба эти белка по отдельности уже пытались использовать для лечения ожирения и развития устойчивости к инсулину. Однако ИЛ-6 может провоцировать воспаление, что ограничивает его применение. Препарат на основе CNTF первоначально проходил клинические испытания как лекарство против бокового амиотрофического склероза, и лишь позднее – против ожирения и диабета 2-го типа. Хотя результаты выглядели обнадеживающими, от него отказались, когда обнаружилось, что у некоторых пациентов вырабатываются антитела против CNTF, что может помешать работе этого белка.

Новый химерный белок, названный IC7, сконструирован так, что на него не должен развиваться ни иммунный ответ, ни воспалительные реакции. Одна из его модификаций – IC7Fc – уже доказала свою безопасность в экспериментах на обезьянах.

Результаты применения IC7Fc в экспериментах на мышах с ожирением показали, что под его действием снижается вес тела, уменьшаются жировые отложения в печени, улучшается обмен глюкозы и усиливается действие инсулина. Животные при этом меньше едят и худеют за счет потери именно жировой массы, а не мышечной, в отличие от мышей, которых просто меньше кормили. Важно, что IC7Fc одновременно увеличивает плотность костной ткани в отличие от некоторых других препаратов для лечения диабета 2-го типа, которые делают кости более хрупкими.

Так что IC7Fc является вполне реальным кандидатом на роль эффективного лекарства от диабета 2-го типа, и вскоре планируются его клинические испытания. Этот белковый препарат нужно будет принимать в виде инъекций, но, по словам исследователей, одного укола в неделю будет достаточно.

При применении нового препарата можно будет не бояться передозировки и развития гипогликемического состояния, что является серьезной проблемой в терапии сахарного диабета, особенно для больных, принимающих инсулин. Кстати сказать, избегать гипогликемии помогает уже одобренный препарат инсулина пролонгированного действия – Toujeo, который в 2015 г. получил положительное заключение от регулирующих органов.