Грибы против Гриппа
Вешенка легочная (Pleurotus pulmonarius), плодовые тела в природе. Фото Т. Тепляковой

Грибы против Гриппа

В последние десятилетия во всем мире растет интерес к лекарственным препаратам, полученным из природного сырья, в том числе из грибов – удивительных созданий живого мира, занимающих промежуточное место между растениями и животными. Исследования высших грибов, тысячелетиями используемых в народной медицине, подтвердили наличие у них выраженных лекарственных свойств, в том числе высокую активность против ряда вирусов, патогенных для человека, включая вирус гриппа.

На фото – вешенка легочная, которую еще называют вешенка буковая или весенняя, широко встречается во всей умеренной зоне, обычно с июля по сентябрь. Она селится на отмершей или умирающей древесине лиственных пород; ее заметные крупные «букеты» можно встретить не только в лесах, но и в черте города, в парках. Широко культивируется в Европе и Северной Америке. Пригодна (особенно шляпки) для приготовления в свежем виде, сушки и маринования.

Удивительно, что хотя грибы издавна широко использовались на Руси в качестве неотъемлемой части постного стола (а посты, которые соблюдались весьма строго, занимали до двухсот дней в году!), они не играли такую роль в нашей народной медицине, в отличие от традиционной медицины стран Юго-Восточной Азии. В том же Китае или Японии в лечебных целях и сейчас используется свыше ста видов высших грибов, причем некоторые из них, такие как как легендарный «гриб бессмертия» рейши (Ganoderma lucidum) или продляющий молодость шиитаке (Lentinula edodes), считаются в прямом смысле панацеей. Тем не менее и народы России применяли с лечебной целью разные виды дикорастущих съедобных и ядовитых грибов, из которых в первую очередь нужно отметить древесный гриб чагу (трутовик скошенный, Inonotus obliquus), настой которой пили при раке и болезнях желудочно-кишечного тракта.

Современные исследования так называемых высших грибов-базидиомицетов (именно их плодовые тела мы и называем в быту «грибами») показали, что их лекарственная активность обусловлена наличием широкого спектра биологически активных веществ: полисахаридов, белков, гликопротеинов, меланинов, тритерпенов и т. д. Во второй половине прошлого века были подтверждены противоопухолевые свойства «грибных» полисахаридов и их комплексов с белками, и сегодня в той же Японии, Корее, Китае и других юго-восточных странах уже выпускается и широко используется ряд препаратов из плодовых тел базидиомицетов, предназначенных для лечения онкозаболеваний.

Однако в последние годы появились сведения, пока немногочисленные, что грибы также способны эффективно ингибировать развитие в клетках и организме млекопитающих различных вирусов, в том числе патогенных для человека, от ВИЧ и вируса западного Нила до вирусов гриппа. Вирус гриппа – это, пожалуй, один из самых известных и широко распространенных возбудителей инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей, который ежегодно собирает свою «дань» с человечества. Поэтому поиск новых, эффективных и безопасных средств профилактики и лечения гриппа является одной из приоритетных задач современного здравоохранения.

На сегодня вещества, проявляющие противовирусную активность в отношении вируса гриппа, выделены уже из ряда грибов, как несъедобных (например, разнообразных трутовиков), так и вполне съедобных – колпака кольчатого (Rozites caperatus), широко культивируемой вешенки легочной (Pleurotus pulmonarius), а также веселки обыкновенной (Phallus impudicus), водочную или водную настойку которой рекомендуют в качестве профилактического средства при эпидемиях гриппа. А выделенные из все того же шиитаке альфа-глюканы повышают общую сопротивляемость организма к заражению вирусом. Исследования, проведенные на клеточных культурах и лабораторных животных в ГНЦ ВБ «Вектор» (Кольцово, Новосибирская обл.), показали, что противовирусная активность экстрактов из плодовых тел трутовика плоского (Ganoderma applanatum) – близкого родственника легендарного рейши, трутовика серно-желтого (Laetiporus sulphureus) и чаги в отношении одного из пандемичных штаммов вируса гриппа была сопоставима с действием популярного противогриппозного препарата тамифлю.

К нашей небольшой «оде» грибам можно добавить, что исследователи отмечают корреляцию противоопухолевой и различной противовирусной активности высших грибов, что позволяет в будущем разрабатывать препараты комплексного действия. В том числе анализ противовирусной активности 447 образцов из коллекции базидиальных грибов «Вектора» уже позволил отобрать наиболее перспективные природные штаммы, проявляющие противовирусный эффект в отношении трех и более патогенных вирусов, включая ВИЧ, вирусы оспы и герпеса.

При этом следует помнить, в отличие от многих запатентованных средств, препараты на основе грибов наряду с высокой эффективностью отличаются низкой токсичностью. Более того, многие грибы сегодня можно культивировать не только в условиях, близких к природным: биомассу грибного мицелия производят и биотехнологическим способом, преимуществом которого является доступность и контролируемость сырья, а также возможность получения стандартной активной биомассы, составляющей основу фармакологического препарата.

Таким образом, не исключено, что в недалеком будущем в наших аптеках появятся противовирусные, в том числе и противогриппозные лекарства с рисунком грибной шляпки на упаковке, и остается только надеяться, что хотя бы часть из них будет производиться отечественной фармацевтической промышленностью. До той же поры ничего не мешает нам прогуляться с корзинкой в теплое время года по окрестным лесам, а в холодное – мимо «грибных» полок супермаркета, чтобы и с нашего стола круглый год не сходили эти не только вкусные, но и такие полезные «дары природы».

Лариса Овчинникова, ведущий редактор журнала "Наука из первых рук"

Подробнее читайте в публикациях:

Т. В. Теплякова, Т. А. Косогова. «Высшие грибы Западной Сибири – перспективные объекты для биотехнологии лекарственных препаратов». Новосибирск, 2014.

Т. В. Теплякова. «В третьем царстве, грибном государстве» // Наука из первых рук, 2010. №33, с.104–113.