Лекарство от посттравматического стресса?
Медицина
Флюоресцентно меченые макрофаги, конфокальная микроскопия

Лекарство от посттравматического стресса?

В последние годы появляется все больше доказательств существования взаимосвязи между психическими процессами и функционированием иммунной системы, в частности, при воспалении. Результаты клинических испытаний некоторых препаратов свидетельствуют, что на фоне приема противовоспалительных средств уменьшаются симптомы депрессии. А клинические испытания антибиотика миноциклина на небольшой выборке больных шизофренией показали, что он способен уменьшать воспаление в головном мозге и таким образом уменьшать проявление симптомов этой болезни.

На очереди – разработка терапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) путем вмешательства в деятельность иммунной системы. Это расстройство возникает после тяжелого психотравмирующего события, связанного с серьезной угрозой здоровью и жизни, – военных действий, террористического акта, тяжелой болезни, смерти близкого человека. Такая психическая травма вызывает переживание интенсивного страха, ужаса и беспомощности, а навязчивые воспоминания о перенесенном могут вызывать больший стресс, чем тот, который ощущался в момент самого травмирующего события.

Исследователи проанализировали связь симптомов ПТСР у людей, страдающих этим заболеванием, с содержанием в крови одного из иммунных компонентов – С-реактивного белка. Оказалось, что люди с повышенным содержанием этого белка в сыворотке крови (в том числе те, у которых это повышение обусловлено генетически) более склонны к развитию посттравматического стрессового расстройства.

Результаты экспериментов на лабораторных мышах и крысах показали, что, действительно, «тонкая настройка» иммунной системы может стать ключом к лечению или даже предупреждению посттравматического стрессового расстройства. В исследовании под руководством М. Янга из Национального центра изучения приматов им. Йеркса в Атланте (США) животных приучили пугаться звука, который включали одновременно с ударом тока по лапкам. Затем животным проводили стандартную экспериментальную процедуру вызова иммунного ответа – вводили бактериальные полисахариды, вещества, присутствующие на внешней оболочке микроорганизмов. Двенадцать часов спустя ученые проверили реакцию мышей на звук и обнаружили, что животные, которым была сделана инъекция, стали бояться его сильнее по сравнению с контрольной группой.

Еще один поучительный эксперимент провела группа К. Лоури из Колорадского университета в Боулдере (США). Ученые вводили лабораторным мышам непатогенную почвенную бактерию Mycobacterium vaccae, чтобы вызвать изменение работы их иммунной системы. Затем ученые поместили животных из этой и контрольной групп в клетки с более крупными и агрессивными животными. Вакцинированные мыши, в отличие от контрольных, не капитулировали перед агрессором, а пытались с ним бороться. Кроме того, кишечник у них оставался здоровым, тогда как у животных из контрольной группы происходило характерное для стрессового состояния изменение микрофлоры кишечника и развивалось кишечное воспаление.

Следующий эксперимент был проведен на лабораторных крысах: животных, вакцинированных М. vaccae, подвергали удару электрического тока с одновременным включением звука, после чего они стали пугаться уже одного звукового сигнала. Затем этот страх «гасили», включая только звук, но отменив удар током. Оказалось, что крысы со стимулированной иммунной системой переставали бояться звука гораздо быстрее, чем контрольные животные. В ближайшее время ученые готовятся провести клинические испытания терапии с использованием бактерии М. vaccae