1940
Обнаружены иммунные клетки-макрофаги, способствующие развитию атеросклероза
Медицина

Обнаружены иммунные клетки-макрофаги, способствующие развитию атеросклероза

Сердечно-сосудистые заболевания, вызванные атеросклеротическими поражениями кровеносных сосудов, служат причиной около трети смертей во всем мире. Недавно исследователи обнаружили ранее неизвестный молекулярный механизм развития атеросклероза, в который вовлечены иммунные клетки

Атеросклероз – это хроническое заболевание артерий, кровеносных сосудов, несущих кровь от сердца к органам. Внешне эта патология проявляется образованием в сосудах так называемых атеросклеротических бляшек – плотных образований, которые уменьшают сосудистый просвет. В результате к тканям и органам поступает недостаточное количество кислорода и развивается хроническая ишемия.

Такое кислородное голодание сопровождается значительными изменениями в органах, разрастанием в них соединительной ткани и в итоге серьезным нарушением их работы. Среди осложнений атеросклероза – инфаркт миокарда и инсульт

Правая коронарная артерия, ссуженная в результате склеротического поражения. ©CC BY-SA 3.0/Nephron

Одно время считалось, что развитие атеросклероза связано с высоким уровнем жироподобного вещества холестерина, который и откладывается в виде бляшек. Позже выяснилось, что на самом деле все гораздо сложнее. В стенках сосудов, пораженных атеросклерозом, идет динамический воспалительный процесс, активное участие в котором принимают такие клетки иммунной системы, как макрофаги и их клетки-предшественники – моноциты. Часть клеток сосудистой стенки начинает отмирать, и если иммунные клетки устраняют их недостаточно эффективно, то развивается некроз – омертвение и разрушение тканей. Это может привести к нестабильности бляшек и острым сердечно-сосудистым событиям.

В последние годы было выяснено, что в атеросклеротическом поражении участвует большое число разных подтипов иммунных клеток. А недавно группа ученых под руководством австрийских исследователей обнаружила в атеросклеротических бляшках мышей и людей специфический подтип макрофагов, продуцирующих компоненты так называемой системы комплемента.

Комплемент представляет собой особый комплекс белковых молекул – протеолитических ферментов, расщепляющих пептидные связи между аминокислотами в белках и пептидах. Эта каскадная система ферментов является эволюционно древним защитным механизмом, частью иммунитета, как врожденного, так и приобретенного. Комплемент имеет несколько разных путей активации, но все они заканчиваются образованием молекулярного комплекса, который нарушает целостность мембраны клетки и вызывает ее гибель.

Комплемент выполняет функцию защиты от внешних патогенов, а также ряд критично важных «внутренних» функций, помогая фагоцитирующим («пожирающим») макрофагам удалять поврежденные и умирающие клетки самого организма. Часть системы комплемента постоянно активна за счет продуктов расщепления центрального компонента каскада – белка С3, который необходим для фагоцитоза и разрушения клетки. В свою очередь, расщепление самого С3 регулируется белковым фактором комплемента Н (CFH).

Структура белка С3. ©CC BY-SA 3.0/ Emw

Активацию комплемента давно «подозревают» в связи с развитием атеросклероза у человека, но его роль в этом детально не изучена. И только сейчас ученые экспериментально проанализировали роль CFH в прогрессировании атеросклеротического поражения на лабораторных мышах, служащих животной моделью атеросклероза.

Оказалось, что белки С3 и CFH могут продуцироваться макрофагами непосредственно во время воспаления, тогда как ранее считалось, что компоненты комплемента образуются в основном в печени. При этом CFH снижает активацию С3 в макрофагах, что ограничивает способность этих иммунных клеток утилизировать отмирающие клетки, усугубляя некроз. И этот контроль осуществляется прямо «на месте», что свидетельствует о важности местной регуляции комплемента в патогенезе воспалительных заболеваний в целом.

Полученные результаты подтвердились в экспериментах на мышах, в макрофагах которых не присутствовал функциональный белок CFH. У этих животных размеры атеросклеротического поражения и площади некроза оказались значительно меньше.

Ученым также удалось идентифицировать в бляшках коронарных артерий человека особую подгруппу макрофагов, «обогащенную» белками C3 и CFH, которые способствуют развитию воспаления. По-видимому, наличие именно этих клеток способствует прогрессированию атеросклероза.

В чем важность всех этих открытий? Известно, что существуют генетические варианты CFH, которые делают человека более подверженным хроническим воспалительным заболеваниям. Возможно, есть и такие варианты этого гена, которые влияют на его способность регулировать уровень C3 в макрофагах. Если это так, то речь идет о наследственной предрасположенности к атеросклерозу. А любое новое знание о механизмах болезни может оказаться ключом к победе над ней.

Фото: https://commons.wikimedia.orghttps://commons.wikimedia.orghttps://commons.wikimedia.org