Ожирение приводит к уменьшению числа вкусовых рецепторов языка в результате воспаления
Молекула белка TNF-альфа (фактор некроза опухоли альфа)

Интересный, хотя малоизвестный факт: с увеличением веса ощущение вкуса пищи может притупляться, но оно восстанавливается при похудении. Механизм этого явления стал известен лишь недавно благодаря работам ученых из Корнеллского университета (США), которые изучили вкусовые рецепторы на языке лабораторных мышей, страдающих ожирением

Как известно, мы различаем вкус пищи благодаря вкусовым почкам, или луковицам, расположенным в ротовой полости, в основном на языке. Эти бочкообразные структуры содержат три типа клеток: собственно вкусовые рецепторы (хеморецепторы), клетки, участвующие в передаче нервного импульса, а также опорные. Рецепторные клетки отвечают за восприятие вкуса: соленого или сладкого, горького или кислого... Эти клетки недолговечны: они обновляются примерно каждые 10–15 дней благодаря апоптозу (запрограммированной гибели) и формированию новых клеток из стволовых клеток-предшественников.

Чтобы выяснить, какие изменения вкусового анализатора происходят при ожирении, ученые посадили лабораторных мышей на диету с высоким (58%) содержанием жиров. Контрольные животные ели обычную пищу (14% жира). Через два месяца мыши, которые сидели на высокожировой диете, весили на треть больше контрольных, а количество вкусовых рецепторов на языке у них на четверть уменьшилось. Такие изменения у ожиревших мышей произошли в результате нарушения баланса процесса воспроизводства хеморецепторов: скорость гибели этих клеток возросла, а численность клеток-предшественников, напротив, понизилась.

Аналогичный эксперимент был проведен и на мышах, генетически устойчивых к развитию ожирения. Оказалось, что у таких особей число вкусовых рецепторов не менялось. Эти результаты подтвердили, что исследуемый эффект связан именно с накоплением жировой ткани в организме, а не потреблением жира как такового.

Что же послужило причиной такого «снижения вкуса» у упитанных особей? Известно, что ожирение сопровождается развитием хронического воспаления, так как жировая ткань продуцирует провоспалительные цитокины, в том числе внеклеточный белок TNF-альфа, известный как фактор некроза опухоли альфа. Оказалось, что диета с высоким содержанием жиров действительно повысила продукцию белка TNF-альфа в тканях языка мышей.

Чтобы доказать роль этого соединения в уменьшении числа вкусовых рецепторов, ученые провели еще ряд экспериментов. Оказалось, что у генно-инженерных животных с «выключенным» геном, кодирующим TNF-альфа, число вкусовых рецепторов не уменьшалось, несмотря видимое ожирение. Однако такого эффекта удалось добиться благодаря инъекции TNF-альфа в язык обычных мышей, сидящих на диете с невысоким содержанием жира.

По мнению исследователей, результаты этих экспериментов могут помочь в разработке терапевтических стратегий для борьбы с ожирением у пациентов с измененными вкусовыми ощущениями.