Как стать сладким или горьким
Слева - полусхематическое изображение слизистой языка, на которой расположены вкусовые сосочки разной формы

Как стать сладким или горьким

В настоящее время считается, что существует пять вкусов: сладкий, соленый, кислый, горький и умами – вкус веществ с большим содержанием белков, а точнее, глутаминовой кислоты, входящей в их состав. Обсуждается и существование других: вкуса кальция, жира, металлического вкуса. Различать вкус мы можем благодаря расположенным во рту вкусовым почкам, содержащим вкусовые рецепторы, которые находятся в основном на языке в составе нескольких тысяч вкусовых сосочков. Вкусовые почки содержат три типа клеток. Первый – хеморецепторные, несущие на своей верхушечной части вкусовые рецепторы; клетки второго типа, базальные, участвуют в передаче нервного импульса по чувствительному нерву, и третий тип – вспомогательный, опорные клетки. При взаимодействии со стимулирующей молекулой хеморецепторы высвобождают нейромедиатор, и создается импульсный разряд, который по нервным волокнам уходит в мозг.

На самом деле, все сложнее. Физиология и особенно молекулярная биология системы вкусового анализатора полна белых пятен. Но если их заполнить, открываются интересные перспективы.

Ученые из Центра Монелл (США) исследуют молекулярно-биологические аспекты работы вкусового анализатора. Еще в 2013 г. они научились создавать «вкусовые органоиды», то есть, заставлять стволовые клетки-предшественники in vitro превращаться в разные типы вкусовых клеток и образовывать вкусовые почки. С тех пор ученые работают с вкусовыми органоидами, исследуя, какие гены включаются или выключаются на каждом этапе превращения стволовых клеток в зрелые типы, определяя их развитие и то, как рецептор «выбирает», какой вкус он будет различать. С другой стороны, они изучают молекулярные механизмы, опосредующие развитие и функционирование вкусовых почек, на уровне сигнальных молекул и белковых каскадов, регулирующих клеточные процессы.

Исследования этапов созревания вкусовых почек, превращения стволовых клеток в зрелые, важны потому, что именно это постоянно происходит у нас на языке: вкусовые клетки обновляются примерно раз в десять-пятнадцать дней. Поэтому, к примеру, обжечь язык, утратив при этом способность ощущать вкус, не страшно: все быстро восстановится.

Ученые надеются, что досконально разобравшись, как клетки вкусового анализатора созревают и функционируют, то есть обнаруживают и транслируют в мозг информацию о химических составляющих пищи, удастся понять, как люди различают жирный или металлический вкус или вкус чистой воды (рецепторы основных вкусов известны). Возможно, удастся разработать стратегии помощи пациентам, страдающим расстройствами вкуса, которые могут развиться, например, при приеме некоторых лекарственных препаратов.

Эволюционно вкусовые ощущения возникли по необходимости. Например, сладкий вкус человеку и приматам приятен и побуждает поедать сладкие фрукты, горький – отвратителен и сигнализирует об опасности. Но если пофантазировать, можно представить, что люди научатся ослаблять или усиливать восприятие того или иного вкуса по своему желанию, например, чтобы было приятно есть не очень вкусную «здоровую» пищу.

Однако пока исследования носят сугубо фундаментальный характер: прежде чем что-то менять, надо понять, как оно работает.

Фото: https://commons.wikimedia.org и https://simple.wikipedia.org