«Привейте» комаров!

«Привейте» комаров!

<p>Известно, что малярию и лихорадку Денге переносят комары. Ученые из университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США) во главе с Дж. Димопулусом нашли способ сделать организм насекомого менее «гостеприимным» для возбудителей этих заболеваний, внеся в пищеварительный тракт насекомого бактерию-убийцу малярийного плазмодия и вируса Денге.</p>

Комары, как и люди, и другие животные, имеют свой микробиом – бактериальное сообщество, живущее в их организме. В кишечнике комара Aedes aegypti, способного переносить вирус лихорадки Денге, исследователи обнаружили бактерию рода Chromobacterium. Родственные ей бактерии известны как продуценты мощных антибиотиков, и ученые задались вопросом, не имеет ли эта бактерия такую же способность.

Сначала Chromobacterium культивировали в растворе сахара или в крови и кормили комаров; бактерия быстро приживалась как в кишечнике Aedes aegypti, так и Anopheles gambiae, переносчика возбудителя малярии. При этом большое количество комаров умерли в течение нескольких дней после инфицирования Chromobacterium. Затем комарам, которых кормили Chromobacterium, дали кровь, содержащую вирус Денге и тот тип малярийного плазмодия, который вызывает самый опасный вариант малярии. Выжившие особи оказались менее подверженными заражению возбудителями малярии и лихорадки Денге. Это хорошая новость, ведь, если комар не заражен болезнетворными микробами, он не опасен для человека. Способность Chromobacterium проявлять активность против малярийного плазмодия и вируса Денге подтвердилась в лабораторных условиях, бактерии, действительно, ингибировали рост патогенов.

Таким образом, у Chromobacterium может быть два механизма действия, с помощью которых она наносит двойной удар по возбудителю лихорадки Денге или малярийному плазмодию. Во-первых, Chromobacterium выделяет токсины в организме комаров, в результате чего активируется иммунная система насекомого, и у малярийного плазмодия и вируса Денге снижаются шансы на успешное процветание в пищеварительном тракте комара, во-вторых, токсины, производимые бактерией, видимо, оказывают непосредственное воздействие и на болезнетворные агенты.

Димопулос и его коллеги считают, что Chromobacterium может использоваться для «прививки» комаров против малярии и лихорадки Денге. Реально решение может состоять в использовании специальных ловушек с наживкой в виде раствора сахара, содержащего культуру бактерий. Подобные ловушки уже используются для распространения химических инсектицидов. Это имело бы двойной эффект: убийства большинство комаров и снижения способности оставшихся в живых насекомых распространять болезни.

Есть мнение, что Chromobacterium поможет и в борьбе с малярией у людей. Возможно, выделяемые ей токсины удастся использовать в производстве лекарств от малярии и лихорадки Денге. Хотя T. Балганеш, медицинский химик, возглавляющий программу Indian Open Source Drug Discovery в Бангалоре (Indian Open Source Drug Discovery program in Bangalore for neglected diseases such as malaria and tuberculosis), отнесся к этому скептически. Раз Chromobacterium настолько токсичен не только для возбудителей болезни, но и для их носителя – комара, есть большой шанс, что она будет губительна и для человека.

Источники:

Подробнее об этом