Умен, как оса
Обыкновенная оса (Vespula vulgaris) пьет из капли воды на листе

Умен, как оса

Ужалить человека могут как пчелы, так и осы, но к последним люди почему-то относятся хуже – зачастую эти насекомые вызывают отвращение и даже желание их уничтожить. Однако репутация эта незаслуженная: несмотря на плохой имидж, осы полезны и к тому же обладают, как и симпатичные нам пчелы, недюжинным умом

Некоторые общественные насекомые – медоносные пчелы, шмелимуравьи – хорошо изучены в отношении поведения и способностей к обучению. О других перепончатокрылых известно меньше, хотя сравнение умственных характеристик разных представителей этого крупнейшего и эволюционно продвинутого отряда насекомых могло бы помочь понять закономерности развития их интеллекта.

Недавно ученые из Университета Монаша (Австралия) изучили способности к обучению у обыкновенной осы (Vespula vulgaris). Именно эти часто встречающиеся насекомые с приметной черно-желтой полосатой окраской имеют репутацию агрессивных и при этом бесполезных. Стоит добавить, что обыкновенная оса – это один из более чем 100 тыс. видов ос с разной внешностью, многие из которых не жалят.

Бумажные осы – отличные строители. Для сооружения гнезда они использует древесину, которую пережевывают в бумажную массу. Гнездо состоит из нескольких ярусов из шестигранных ячеек, повернутых отверстиями книзу, и покрыто многослойной оболочкой. Вверху – гнездо бумажных ос на дубе. Техас, США. © CC BY-SA 2.5/Shawn Hanrahan

Осы играют важную роль в экосистемах. Как и пчелы, они опыляют сотни видов растений, хотя в этом смысле они изучены меньше, поэтому их вклад в опыление сельскохозяйственных культур еще не оценен. Многие осы поедают насекомых-вредителей: жуков, пауков, тараканов и мух. Некоторые виды этих перепончатокрылых насекомых даже продают в качестве биологических средств борьбы с вредителями

Осы, как пчелы и муравьи, относятся к насекомым-«собирателям», поэтому они должны уметь хорошо распознавать различные зрительные стимулы, чтобы принимать верные решения во время поиска пищи. Им нужно знать и помнить самые разнообразные характеристики своих пищевых ресурсов: их местоположение, запах, форму, цвет, размер. В этом эксперименте ученые обучали ос различать два похожих оттенка синего цвета.

Известно, что европейские осы способны запомнить расположение источника пищи и вновь к нему вернуться. Поэтому ученые, проводившие эксперименты в биологическом саду Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга (ФРГ), обучили два десятка ос возвращаться к месту эксперимента с помощью раствора сахарозы, которую наносили на карточку определенного цвета, прикрепленную на вращающийся подвесной экран. Насекомые сначала выполняли десять обучающих заданий, получая сладкую награду за каждый правильный ответ, а затем еще десять проверочных, без вознаграждения.

Оказалось, что когда при обучении ос использовалась карточка только одного цвета (с сахарозой), а впоследствии им приходилось выбирать среди карточек двух цветов, насекомые плохо справлялись с заданием. Но если при обучении на экране сразу присутствовали карточки двух цветов, из которых лишь одна была «сладкой», то результаты были выше. Лучше же всего осы обучались тогда, когда на карточку «неправильного» цвета было нанесено горькое вещество.

Раньше подобные задачи уже успешно решали шершни (род общественных настоящих ос) – они не только научились различать два цвета, но и переучились, когда сладкое появилось на карточках другого цвета. Считается, что для маленького мозга насекомых это трудная задача. В других исследованиях ученые выяснили, что бумажные осы, к которым относится наша героиня, способны запоминать «физиономии» своих сородичей и, как и пчелы, могут научиться различать человеческие лица. Так что лучше быть с ними повежливее – на всякий случай...