• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
610
Рубрика: История науки
Раздел: История

«Здоровое тело служит здоровому духу…» К 300-летию со дня рождения Жан-Жака Руссо

В 2012 г. отмечается 300-летие со дня рождения французского философа Жан-Жака Руссо (1712—1778). Влияние его идей на европейскую общественную мысль, науку и литературу велико. «Общественный договор» Руссо был широко известен, его роман «Новая Элоиза» был популярен: Татьяна Ларина А. С. Пушкина «влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо». Л. Н. Толстой писал: «Руссо был моим учителем с 15 лет »... Я прочел всего Руссо, все 20 томов, включая «Музыкальный словарь». Я более чем восхищался им – я боготворил его. В 15 лет я вместо креста носил медальон с его портретом. Многие страницы его так близки мне, что мне кажется, я сам написал их" (из письма Л. Н. Толстого Б. Бувье). В наше время известность Жан-Жака Руссо как философа парадоксально сочетается с забвением некоторых важнейших сторон его творческого наследия

«Руссо в Швейцарии, преследуемый и гонимый». Гравюра Шавона по рис. БушоИмя Жан-Жака Руссо, французского философа XVIII в., было известно российскому читателю уже при его жизни. Произведения Руссо переводились на русский язык, на основе его педагогических взглядов составлялись проекты русских воспитательных учреждений, философа-педагога приглашали приехать в Россию русские аристократы. В последующие века Ж.-Ж. Руссо и его взгляды находись в центре самой ожесточенной полемики. Суждения как апологетов, так и критиков отличались крайней поляризацией: для одних французский философ был знаменем демократического переустройства мира, для других – автором никчемных размышлений, создателем «отрицательных» теорий, способных ввергнуть цивилизацию в пучину хаоса и конечного упадка. И действительно, теория «Общественного договора» («Du Contrat Social ou Principes du droit politique») Руссо, по которой власть в государстве не должна была передаваться по наследству как богоданная собственность, а являлась продуктом общественного договора народа и выбранного им правителя, стала символом и оружием Французской буржуазной революции, а Ж.-Ж. Руссо стал вторым человеком, чей прах был упокоен в Пантеоне великих людей Франции. В ХХ в. теория «Общественного договора» была использована революционерами-демократами, а потом и большевиками для свержения династии Романовых. Одновременно происходила излишняя политизация системы философа, которая вела к затемнению и даже забвению некоторых важных элементов его концепции.

«ПИСЬМО ГОСПОДИНА РУССО ИЗ ЖЕНЕВЫ К СОЧИНИТЕЛЮ МЕРКУРИЯ ФРАНЦУЗСКОГО»
Письмо публикуется по тексту в газете «Санктпетербургские ведомости» (1753. 10 декабря № 99. С. 795—797) в современной орфографии. Примечания публикатора в квадратных скобках.

Страница газеты «Санкт-Петербургские ведомости», 1753, 10 декабря № 99 с «письмом» Руссо о вреде медной посудыГосударь мой ‹…› Дело есть крайнейшей важности, и касается до здравия и до живота человеческого. Чем больше небрежение многих людей в сем деле, тем ревностнее разумные и доброжелательные сограждане должны стараться, чтоб тому помочь. Все Химики в Европе давно уже...
comments powered by HyperComments