Читаем историю Солнечной системы по планетам земной группы
Журнал «НАУКА из первых рук» продолжает публиковать лекции астронома и известного популяризатора науки Владимира Сурдина (Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ), которые он прочел студентам-физикам Новосибирского государственного университета
Лекция «Планеты земной группы» посвящена только одной из групп планет Солнечной системы, планетам земного типа: Меркурию, Венере, Земле и Марсу. И не только планетам, но и их спутникам:
«…На поверхности Луны, где нет ни ветра, ни дождя, где отсутствуют тектонические процессы, метеоритные кратеры сохраняются миллиарды лет. Глядя на Луну в телескоп, мы читаем историю космической бомбардировки. На обратной стороне еще более полезная для науки картина. Похоже, что туда по какой-то причине никогда не падало особенно крупных тел; либо, падая, они не могли пробить лунную кору, которая на обратной стороне вдвое толще, чем на видимой. Поэтому вытекавшая лава не заполняла крупные кратеры и не скрывала исторические детали. На любом клочке лунной поверхности есть метеоритный кратер, – большой или маленький, – и их так много, что более молодые разрушают те, что образовались раньше. Произошло насыщение: Луна не может уже стать более кратенированней, чем она есть. Везде кратеры. И это замечательная летопись истории Солнечной системы. По ней выделено несколько эпизодов активного кратерообразования, в том числе – эпоха тяжелой метеоритной бомбардировки (4,1—3,8 млрд лет назад), оставившая следы на поверхности всех планет земного типа и многих спутников. Почему потоки метеоритов обрушивались на планеты в ту эпоху, нам еще предстоит понять. Нужны новые данные о строении лунных недр и составе вещества на разной глубине, а не только на поверхности, с которой до сих пор были собраны образцы».
Вы узнаете, чем привлекательны для ученых планеты земного типа и что сегодня доступно астрономам для их изучения; как атмосфера меняет облик планет и почему некоторые из них не смогли удержать свою; сколько «шрамов» на теле Земли и как метеоритные бомбардировки помогают ученым изучать планеты. А также, какие загадки таит венерианская атмосфера и откуда взялась идея о рукотворности каналов на Марсе, и почему целое поколение увлекла надежда встретить марсиан.