Сперматозоидам мышей космос не помеха
Запущенная НАСА автоматическая межпланетная станция Dawn в полёте (компьютерная графика)

Сперматозоидам мышей космос не помеха

Несмотря на массу неразрешимых пока трудностей, человечество не теряет надежды полететь на Марс и, возможно, колонизировать его. Есть мнение, что если это когда-либо случится, будущие колонисты должны будут помимо прочего взять с собой с Земли человеческие сперматозоиды, чтобы обеспечить колонии необходимое для выживания генетическое разнообразие. Но способны ли половые клетки противостоять разрушительному воздействию космического излучения во время полета?

Чтобы выяснить это, исследователи из Университета Яманаси (Япония) еще в 2013 г. отправили лиофилизированные, то есть, высушенные сперматозоиды двенадцати мышей на Международную космическую станцию, где они хранились более девяти месяцев при температуре –95° C. Для контроля сперматозоиды этих же мышей хранились то же время при такой же температуре на Земле.

Уровень радиации на Международной космической станции примерно в сто раз выше, чем на поверхности планеты, поэтому неудивительно, что после возвращения сперматозоидов на Землю ученые обнаружили в их ДНК признаки повреждения, вызванные излучением.

После регидратации сперматозоидов, то есть, возвращения в них воды, – и тех, что были на орбите, и тех, что оставались на Земле, ученые ввели их в мышиные яйцеклетки, которые затем имплантировали самкам мышей. Такую же процедуру экстракорпорального оплодотворения провели, используя «свежие» мышиные сперматозоиды (еще одна контрольная группа). Ожидалось, что повреждение ДНК снизит фертильность, то есть, плодовитость сперматозоидов, но когда пришло время, мышата появились в примерно одинаковом количестве во всех трех группах. Мыши, получившие отцовский генетический материал из сперматозоидов, побывавших на орбите, были здоровы, впоследствии успешно размножались, а анализ профилей экспрессии их генов не показал значимых отличий.

Ученые делают вывод, что поврежденная ДНК после оплодотворения была восстановлена, репарирована, поэтому «космические приключения» сперматозоидов не повлияли на потомство. Это возможно, так как известно, что в яйцеклетках и зиготах (оплодотворенных яйцеклетках) процессы репарации идут очень активно.

Это хорошая новость не только для «космических» мышат, но и для людей, которые работали на орбите и, соответственно, тоже подвергались действию повышенной радиации, а впоследствии стали родителями.

Конечно, напрямую экстраполировать на человека и других млекопитающих данные, полученные на мышах, нельзя. Необходимо исследовать подобным образом сперматозоиды других видов и в течение более длительного времени. Кроме того, по словам ученых, если уж задумываться о полете на Марс, то нужно проводить исследования в условиях, более близких к условиям глубокого космоса.

Фото: https://ru.wikipedia.org