• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
4378
Интеллектуальные битвы школьников в формате Science Slam
Общество

Интеллектуальные битвы школьников в формате Science Slam

24 апреля на площадке коворкинг-центра «Точка кипения» Технопарка новосибирского Академгородка впервые прошла научная битва среди школьников – Science Slam School. Пятеро старшеклассников рассказали о своих научных увлечениях и поборолись за главный приз – путевку в «Наноград», летний образовательный лагерь Школьной лиги РОСНАНО. По традиции Science Slam, победителя выбрали по громкости оваций и аплодисментов зрителей, измеренной при помощи шумомера

Science Slam – это международный формат выступлений молодых ученых, представляющий собой микс стендапа и научного доклада в нестандартной обстановке (например, в клубе или баре). За ограниченное время, обычно не более 10 минут, выступающему нужно доходчиво и интересно донести до неподготовленной аудитории суть своей научной работы так, чтобы сорвать самые громкие аплодисменты зала. Тот, кому хлопают больше всего, и становится победителем.

Участники первого Science Slam School в Новосибирске. Слева направо: Даниил Попов, Екатерина Печковская, Иван Церегородцев, Анастасия Кузнецова, Андрей Фишер. Фото предоставлено организаторами

Школьный Science Slam – это проект Ассоциации Science Slam Россия и Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО. Организаторы популярных научных битв в этот раз решили предоставить сцену не студентам и молодым научным сотрудникам, а школьникам 8 –10 классов, чтобы они рассказали о собственных исследованиях в области нанотехнологий, экологии, физики, генной инженерии и других востребованных науках. Как отмечают организаторы, цель проекта – заинтересовать наукой школьников и дать возможность старшеклассникам отработать навыки публичных выступлений.

С помощью Школьной лиги РОСНАНО в пяти крупных городах России (Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске, Тольятти, Перми) прошли отборочные туры. Летом 2018 г. все победители отправятся в «Наноград», который в этом году будет организован на о. Русский во Владивостоке.

«Наноград» – крупнейшее ежегодное мероприятие Школьной лиги РОСНАНО – не просто летняя школа. Это программа дополнительного образования, организованная в формате деловой игры, в которой высокотехнологичные компании «принимают на работу» учащихся в качестве стажеров и дают им задание, который они должны выполнить под руководством консультантов компаний и педагогов. Поиски решения позволяют школьникам не только знакомиться с современными высокими технологиями, но и развивать креативное мышление, учиться презентовать результаты своей деятельности перед экспертным жюри

В Новосибирске детский слэм поддержал СУНЦ НГУ. О том, чем отличается Science Slam School в новосибирском Академгородке, и как проходила подготовка к научному бою, рассказала ее организатор Юлия Бомштейн – тренер по презентационным навыкам для взрослых и детей в «Наука Говорить» и школе ораторского мастерства «Человек слова»:

«Science Slam School в Новосибирске организовала компания “Наука говорить” при поддержке СУНЦ НГУ. Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО стал информационным партнером и предоставил путевку в “Наноград”. 

Организацией Science Slam и подготовкой участников я занимаюсь с 2014 г., но со школьниками так масштабно мы работали впервые. Идея сделать научно-популярный stand-up для школьников мне сразу понравилась, и мы стали думать, как его организовать. Начали общаться с Союзом выпускников НГУ, который постоянно находится в поиске талантливых ребят, и поняли, что, возможно, наши аудитории пересекаются.

В течение месяца мы учили ребят тому, как выступать публично: прорабатывали сценарии, учили расставлять акценты, быть более расслабленными, не волноваться. Они выступили перед аудиторией в 200 человек – такой опыт для них точно не будет лишним.

Для СУНЦ НГУ – это пилотный проект, как, в принципе, и для меня, так как раньше я работала только с молодыми учеными. С последними все просто: есть исследование, есть научные публикации. У школьников же никакой научной базы, как правило, нет, поэтому на слэме можно было услышать и о том, как создавался робот, и как проходил социологический опрос в классе».

Организаторы Science Slam в Новосибирске. Слева направо: Дарья Чепелева, Юлия Бомштейн, Ирина Концевенко, Зухра Махмуд

На первом Science Slam School в Новосибирске школьники представили пять тем: «Современное общество потребления», «Социальная фотография как способ конструирования реальности. Глубокое интересное исследование про воздействие на людей через фото», «Управление цифровыми сертификатами. Свои скрипты обеспечения безопасности связи клиент-сервер», «Разработка и проектирование автономного подводного робота. MariNet» и «Разработка, проектирование и производство гуслей». 

Андрей Фишер, 10 класс гимназии №3. Тема «Разработка и проектирование автономного подводного робота»: «Уже четыре года, начиная с 7 класса, я занимаюсь проектной деятельностью в центре инженерно-технического творчества КЮТ СО РАН. На Science Slam School я представил проект о подводном роботе, над которым работал последние девять месяцев. Это направление входит в проект Национальной технической инициативы MariNet по созданию автономных подводных роботов для мониторинга гидротехнических сооружений, исследования водоемов, подводной съемки. Мой робот пока может только плавать, но в скором времени научится многому. Это здорово, когда ты можешь изобрести что-то полезное, что поможет людям, обществу, и рассказать об этом. Я считаю, что наука – это двигатель прогресса, и мое окружение (я учусь в инженерном классе) тоже так думает. И даже если ты никогда не интересовался наукой, то на Science Slam ты 100% втянешься»

Победителем первого Science Slam School в Новосибирске стал ученик 9 класса гимназии №3 Даниил Попов с темой «Управление цифровыми сертификатами». Он рассказал, почему он увлекся информационными технологиями, а также о перспективах практического применения своей работы.

«О Science Slam School я узнал от своего друга – он выступал на прошлом мероприятии (тогда одну научную работу представляла команда: молодой ученый и ребенок. Прим. ред.) и пригласил "поболеть". Мне понравился формат, и я решил сам принять участие в слэме. На одной из репетиций, где принималось решение, кого брать, а кого нет, я выступил плохо и уже не надеялся пройти, но мой проект сам себя продал.

Ученик 9 класса гимназии №3 Даниил Попов. Фото предоставлено организаторами

Когда я заинтересовался робототехникой, то перешел в инженерный класс – получил массу эмоций и новых знаний. Параллельно я начал писать программные коды. Мой папа программист, так что живой справочник всегда под рукой. Он и рассказал мне о проблеме цифровой безопасности, в первую очередь, о риске утечки платежной информации и персональных данных.

В компаниях, например, онлайн-магазинах, зачастую нет должного уровня безопасности, поэтому злоумышленники часто взламывают их системы и получают информацию по кредитным картам. Обычно у администраторов онлайн-магазина простые пароли, которые можно подобрать. А если есть цифровой сертификат, то это сделать уже совсем непросто. 

Директор СУНЦ НГУ Н.И. Яворский награждает победителя Science Slam School

Проблема в том, что использующиеся сегодня инструкции по безопасности не всегда достаточны и чаще всего не предназначены для автоматизированной работы. Я нашел одну из немногих грамотных инструкций на английском языке и превратил ее в автоматизированный скрипт. Мой код будет включать в себя все необходимые решения, включая отзыв сертификата. Это необходимо в случае, когда сотрудник, у которого был полный доступ, уходит из компании. Также я думаю над промежуточным центром сертификации».

Science Slam School в Новосибирске. Фото предоставлено организаторами

По словам Юлии Бомштейн, у нее «всегда была мечта, чтобы слэмеры сами нас находили. И вот теперь она начала сбываться: ребята нам пишут, узнают, как попасть на проект, а болеть за своих приезжают целыми классами. И это здорово, ведь школьников в науку привлечь непросто – зачастую они даже не знают, как это можно сделать. Science Slam School – еще один современный и очень привлекательный способ самовыражения и форма обучения будущих специалистов».

Подготовила Татьяна Морозова

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!