20515
Академик Г.И. Будкер: «ученые делятся не на молодых и старых, а на умных и дураков»
Физика

К 100-летию со дня рождения Г.И. Будкера, организатора и первого директора новосибирского Института ядерной физики СО РАН – одного из ведущих мировых научных центров в области физики высоких энергий и ускорителей, физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза, вышел специальный выпуск научно-популярного журнала «НАУКА из первых рук» – «Вселенная Будкера». Ограниченным тиражом выпущена печатная версия журнала SCIENCE First Hand на английском языке – “Budker’s Universe”

«Будкер придумал стабилизированный релятивистский электронный пучок – ярко светящееся кольцо тоньше человеческого волоса, повисшее в пространстве; “магнитную бутылкуˮ для удержания плазмы; сказал, как получать первые на Земле атомы “антивеществаˮ (его нет на нашей планете). Но, наверное, самое важное его изобретение – Круглый стол – инструмент, с помощью которого удалось из самых обыкновенных людей сделать один из самых необыкновенных творческих коллективов», – так кратко и образно сформулировала итоги жизни выдающегося ученого его жена Алла Мелик-Пашаева, известный советский и российский тележурналист, сценарист и режиссер документальных фильмов.

Член-корр. АН СССР В.А. Сидоров: «главным оружием гласности, оружием коллективного руководства стал служить изобретенный Будкером Круглый стол — ежедневная, проходящая в непринужденной неформальной атмосфере встреча ведущих сотрудников Института»

Знаменитый ияфовский «Круглый стол» вполне материален: именно за таким столом в институте за традиционной чашкой кофе регулярно проходят заседания Ученого совета – он даже был показан в известном фильме М. Ромма «Девять дней одного года», посвященном работе советских физиков-ядерщиков. Но «Круглый стол» – это еще и символ особого подхода к организации научной работы, который, по словам чл.-корр. АН СССР В.А. Сидорова, удивительным образом соединял два таких, казалось бы, противоположных принципа руководства наукой, как «коллегиальность и гласность принятия решений и особую роль талантливой личности».

Во главу угла ставился не «табель о рангах», а наличие таланта к физическим исследованиям. Как говорил сам Будкер: «обладателей этого специфического таланта так мало, что, принимая во внимание другие критерии – характер, воспитанность, образованность, даже разум в обыденном смысле этого слова, вы непременно настолько сузите возможность выбора, что соберете плохих физиков. Правда, одно дополнительное качество все же необходимо, – честность». И Круглый стол стал для Будкера тем местом и «способом», с помощью которых он воспитывал своих единомышленников, обучал их взаимопониманию, совместному конструктивному преодолению противоречий.

Д.ф.-м.н. С.Г. Попов: «Решения Круглого стола принимались единогласно, хотя рождались они зачастую после долгих, мучительных споров. В результате вырабатывалось общее мнение, голосовать за которое считал для себя обязательным даже не убежденный, оставшийся при частном мнении член Совета»

Кредо самого ученого было простым: «Никогда не делай то, что делают другие. Это на 100% обрекает на неудачу». В результате в созданном и руководимом им институте заработал первый в мире коллайдер – ускоритель заряженных частиц на встречных пучках. Первенец ИЯФа на встречных электрон-электронных пучках состоял из двух колец радиусом всего 43 см (!). Для сравнения: длина основного ускорительного кольца Большого адронного коллайдера в Женеве достигает почти 30 км. Подобные установки превратились в основной инструмент для изучения структуры материи и фундаментальных взаимодействий на сверхмалых расстояниях.

Неукоснительно следуя своим принципам, в 1966 г. Будкер предложил метод электронного охлаждения тяжелых заряженных частиц, который в настоящее время широко применяется для фокусировки ионных пучков в современных ускорителях, в том числе на БАКе. Однако, по воспоминаниям его коллег, «пока этот метод не был продемонстрирован в ИЯФе, ни одна лаборатория мира не рискнула взяться за такую хотя и весьма многообещающую, но казавшуюся безнадежно сложной проблему». Сегодня в мире создано несколько десятков установок, основанных на этом методе и служащих для различных целей. В их числе – ионный комплекс с двумя установками электронного охлаждения, созданными в ИЯФ, который успешно используется в КНР для углеродной онкотерапии, намного более эффективной и безопасной по сравнению с обычной рентгенотерапией.

Уже при создании первых коллайдеров Будкер предложил использовать уникальные свойства синхротронного излучения пучков для исследовательских целей. Эти идеи Будкера претворились в Сибирский центр синхротронного излучения, в названии которого добавилось слово «терагерцевого» после ввода в строй уникального лазера на свободных электронах и в котором сегодня ведутся работы в сфере материаловедения, химии, кристаллографии, физики твердого тела и молекулярной биологии.

Академик Г.И. Будкер: «Растя детей, мы, как правило, не задумываемся ни о продолжении рода человеческого, ни о создании опоры в старости. Так и ученый, воспитывая ученика, действует, подчиняясь своему инстинкту, близкому инстинкту деторождения. Он испытывает естественную радость даже тогда, когда ученики уходят от него в самостоятельную научную жизнь. Лишь бы они оставались хорошими учеными...»

Именно Будкер, создатель концепции открытой магнитной ловушки для удержания горячей плазмы – пробкотрона Будкера-Поста, одним из первых в середине 1960-х гг. призвал физиков приступить к созданию реальных энергетических установок на основе управляемого термоядерного синтеза. Сегодня на уникальном экспериментальном производстве института создаются элементы ИТЭР – первого международного экспериментального термоядерного реактора, а новосибирские физики продолжают совершенствовать ловушки открытого типа, которые могут стать основой термоядерных реакторов нового поколения на малонейтронном топливе. Важным прикладным результатом развития термоядерных технологий в ИЯФ стал и прототип компактного ускорительного источника нейтронов для новой, бор-нейтронозахватной терапии рака, с помощью которой можно воздействовать на практически неизлечимые опухоли, такие как глиобластома мозга.

…По воспоминаниям Аллы Мелик-Пашаевой, слово «невозможно» для Будкера не существовало: «чем труднее была задача, тем больше она его увлекала. Решения, которые он находил, были оригинальными, неожиданными, простыми и эффективными. И не только в физике, но и в области человеческих взаимоотношений…». Как результат, самобытный талант ученого и безотказная интуиция, помноженные на неистощимую изобретательность и смелость, граничащую с авантюризмом, и уравновешенные практической жилкой «релятивистского инженера», послужили формированию того начального «сингулярного состояния», из которого и родилась «Вселенная Будкера». Как настоящая вселенная, она сразу стала стремительно расширятся по самым разным направлениям, заложенным ее создателем, и процесс этот продолжается до сих пор, захватывая новые, ранее неизведанные области.

Академик Г.И. Будкер: «Я бы ввел формулу человеческого достоинства как дробь, числитель которой – то, что человек объективно собой представляет, а знаменатель – его порядочность»