Тайны свечения светлячков – новые данные
На фото – светлячок из Канады; слева снято со вспышкой, справа – без (чтобы продемонстрировать собственное свечение насекомого). Источник: WikiMedia Commons

Тайны свечения светлячков – новые данные

Как это ни удивительно, но тайны свечения светлячков до сих пор раскрыты не полностью, хотя уже прошло более полувека с расшифровки строения светлякового люциферина – органического вещества, окисляющегося в присутствии фермента люциферазы кислородом воздуха с испусканием видимого света. Однако лишь с появлением современных методов спектроскопии удалось изучить молекулярный механизм этих биохимических превращений и определить структуру образующихся промежуточных веществ.

В недавних работах американских ученых было установлено, что ключевую роль в процессе биолюминесценции светлячков играет гидропероксидный анион-радикал на основе люциферина. Теоретическая модель механизма окисления с участием этой молекулы, предложенная ранее, вызывала сомнения, так как радикалы такого типа приводят к повреждению человеческих клеток, вызывая воспаление и другие патологии. Однако оказалось, что жукам это радикал практически ничем не угрожает, поскольку моментально вовлекается в следующую стадию процесса, не успевая проявить свой разрушительный «характер».

Описанный механизм может оказаться общим звеном известных процессов природной биолюминесценции, в которых химическая генерация света катализируется ферментом в отсутствии веществ небелковой природы – кофакторов. Предполагается, что на основе этого открытия можно будет разработать полезные приложения для медицины, особенно онкологии, которые позволят под «светом люциферазы» отслеживать распространение опухоли в организме.

По: News.ScienceMag/sifterAmerican Chemical Society