Кому полезен никотин
Медицина

Кому полезен никотин

Врачи и исследователи уже давно заметили, что среди больных шизофренией очень много курильщиков, причем «злостных», и подозревали, что шизофреники интуитивно используют курение как способ самолечения. Международная группа ученых, работая с мышами, показала, что никотин действительно нормализует некоторые генетически запрограммированные нарушения деятельности мозга, связанные с шизофренией.

Известно, что при шизофрении и некоторых других психических заболеваниях снижается активность нейронов префронтальной коры, что определяет ряд когнитивных нарушений у больного, например, трудности с принятием решений и проблемы со вниманием. Префронтальная кора, передняя часть полушарий головного мозга, отвечает за массу когнитивных процессов, а в регуляции ее деятельности принимает активное участие нейромедиатор ацетилхолин. Ацетилхолин участвует в передаче нервного импульса, связываясь с одним из двух различных по механизму действия типов рецепторов, которые чаще называют мускариновыми и никотиновыми холинорецепторами: помимо самого ацетилхолина их может активировать мускарин (токсин мухомора) или всем известный никотин.

Не так давно ученые выяснили, что повышенный риск как заболеть шизофренией, так и пристраститься к табаку имеют люди, у которых обнаруживается однонуклеотидный полиморфизм (различие между последовательностями ДНК в один нуклеотид) в гене CHRNA5. Этот ген кодирует альфа-5 субъединицу никотинового холинорецептора.

Чтобы исследовать, как именно этот генетический полиморфизм влияет на работу мозга, ученые провели эксперимент на мышах, в геном которых внесли изменения, получив полиморфный вариант CHRNA5, аналогичный человеческому. С помощью технологии двухфотонной визуализации мозга удалось показать, что у мышей с полиморфным вариантом CHRNA5 активность нейронов префронтальной коры была ниже нормы, а при проведении стандартных поведенческих тестов ученые наблюдали у зверьков нарушения поведения, сходные с характерными для шизофрении, например, это была плохая социализация.

Затем ученые проверили, как на мутантных мышей-«шизофреников» действует никотин. После двух дней терапии никотином активность пирамидальных нейронов префронтальной коры головного мозга животных начала расти, а через неделю нормализовалась. Видимо, «чужаку» никотину в отличие от «родного» ацетилхолина генетически обусловленный дефект никотинового холинорецептора работать не мешает.

Ученые говорят о разработке в будущем новых лекарств для лечения шизофрении, а потенциально и для терапии других психических заболеваний – синдрома дефицита внимания и гиперактивности, биполярного расстройства, наркомании; предполагается, что это будут не вызывающие привыкания лекарства на основе никотина.