• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
602
Написать от руки или набрать на клавиатуре – что полезнее для развития мозга?
Биология
© LillyCantabile (pixabay.com)

Написать от руки или набрать на клавиатуре – что полезнее для развития мозга?

В современном мире мы все реже пользуемся карандашом и бумагой, и все чаще – различными гаджетами. Казалось бы, так проще и продуктивнее, однако в случае письма новые технологии имеют свою «цену», отражаясь на работе мозга и эффективности процессов обучения

Сегодня и дети, и взрослые все меньше пишут от руки, предпочитая набирать тексты на клавиатуре компьютера или смартфона. В некоторых странах, таких как Норвегия и Финляндия, даже программы начальных школ предусматривают набор текста на цифровых устройствах вместо обычного письма, которому попросту не учат. Использование компьютера действительно во многом облегчает жизнь школьнику, однако, по некоторым данным, это отрицательно влияет на успеваемость.

Ученые из Норвежского университета естественных и технических наук (Тронхейм) посчитали важным оценить долгосрочные последствия такой практики, и ранее уже выяснили, что, к примеру, рисование активирует области мозга не так, как набор текста, и это более благоприятно отражается на обучении.

С точки зрения процессов взаимодействия компонентов системы двигательных действий, при разных способах записи текста в мозге действительно могут быть задействованы разные процессы. «Традиционный» способ записи требует более точной координации движений рук; он также дает мозгу больше виртуальных «крючков», на которые можно «повесить» воспоминания об ощущениях, вызванных нажимом ручки и раздающемся при этом звуке, видом написанных букв и т.д. Все это улучшает память, а сенсорная информация облегчает контакт между различными частями мозга и способствует обучению.

Ученые предположили, что при письме от руки, так же как и при рисовании, мозг решает сложные задачи, требующие интеграции различных навыков, а это означает, что во время любой такой деятельности будут активироваться схожие области в глубоких структурах теменной доли мозга. И эта активация будет намного сильнее, чем при наборе текста на клавиатуре.

В новом исследовании приняли участие взрослые молодые люди и 12-летние школьники. Им предложили напечатать на клавиатуре, а также с помощью стилуса на сенсорном экране написать и нарисовать 15 разных слов либо соответствующих им изображений. Эксперимент сопровождался записью электроэнцефалограммы.

Оказалось, что при письме от руки в теменной и центральной областях коры головного мозга наблюдалась характерная активация в тета-диапазоне, которая, как известно, связана с более высокой производительностью рабочей памяти и способностью кодировать новую информацию. При рисовании активация теменных областей имела пусть немного отличающийся, но схожий характер. Но при вводе текста с помощью клавиатуры в мозге наблюдался совсем иной тип активности в тета-диапазоне, связь которого с обучением на сегодня не выявлена.

У детей эти тенденции были менее четкими, что может быть связано с большим количеством артефактов на записи ЭЭГ, так как дети совершают больше необязательных движений. Может быть также, что к 12-летнему возрасту ритмы мозга еще не окончательно сформировались.

Конечно, ученые не предлагают запретить использование в школе цифровых устройств и полностью вернуться к традиционному способу. Однако, по их мнению, детей надо с раннего возраста приучать и рисовать, и писать от руки, чтобы сформировать у них оптимальные для обучения алгоритмы нейронных колебаний.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!