Открыт механизм спонтанного излечения мышечного паралича
Мышечный паралич в результате травмы или при некоторых заболеваниях развивается в результате повреждения периферических двигательных нервов. Это состояние, в принципе, обратимо: паралич может пройти как благодаря хирургическому лечению, так и спонтанно, по неизвестной причине. Сейчас ученые выяснили, какие элементы нервной системы приходят в этих случаях на помощь, восполняя утраченную функцию
Нервную систему делят, с одной стороны, на центральную, к которой относятся головной и спинной мозг, и периферическую. Другое деление проходит по функциональным признакам: различают соматическую и вегетативную нервные системы.
Соматическая нервная система отвечает за произвольные движения и представляет собой чувствительные и двигательные нервные волокна, иннервирующие опорно-двигательный аппарат, кожу, суставы, по которым сенсорная информация доставляется до центральной нервной системы, а регулирующая движение – обратно. При повреждении двигательных нервов наступает паралич поперечнополосатых скелетных мышц. Если иннервация быстро не восстановится, такая мышца со временем необратимо атрофируется.
Чтобы этого избежать, можно взамен утраченного трансплантировать донорский нерв или «подключить» к пострадавшим мышцам ветви других двигательных нервов. Но достичь этого удается не всегда из-за низкой скорости регенерации нервной ткани или отсутствия подходящего донорского материала.
Еще один вариант – перенос к парализованной мышце чувствительного нерва. Однако этот способ почти не применяется в клинической практике, хотя экспериментальные исследования показывают его высокую эффективность. Однако действующий механизм в данном случае не вполне понятен. Также мало понятен механизм спонтанного восстановления двигательной функции, которое иногда случается спустя несколько дней или недель после повреждения нерва.
Чтобы выяснить это, австрийские ученые провели эксперименты на крысах с удаленным лицевым нервом, после чего животные теряли способность двигать усами. А через 12–16 недель у большинства крыс эта способность спонтанно восстанавливалась.
Как выяснилось, функцию поврежденного двигательного нерва у крыс брала на себя парасимпатическая часть автономной вегетативной нервной системы. Как известно, последняя является «центром управления» непроизвольными телесными процессами, такими как работа внутренних органов и желез внутренней секреции, сокращения гладких мышц, составляющих стенки полых органов, и т.п. При этом парасимпатическая нервная система (условно, «система покоя») поддерживает постоянство внутренней среды организма, способствуя восстановлению запасов энергии и т.п.
Парасимпатическая нервная система во многом напоминает соматическую: обе они иннервируют мышечную ткань и осуществляют свое управление через холинергические синапсы – места контакта между нейронами либо нейроном и клеткой управляемого органа. Передача нервного импульса в этих местах происходит с помощью нейромедиатора ацетилхолина. И что удивительно: в мышцах крыс, восстановившихся после паралича, исследователи обнаружили обилие холинергических нервных окончаний, образующих нервно-мышечные соединения, а тонкий диаметр нервных волокон недвусмысленно указывал на их парасимпатическую природу.
Ученые удалось определить, из какого именно нервного узла «пришли на помощь» парасимпатические волокна, а также обнаружить неожиданное следствие этой помощи в виде изменения состава иннервируемых мышечных волокон.
Как известно, в гладких и скелетных мышцах наблюдается разное соотношение волокон, отличающихся разными вариантами главного компонента – сократительного белка миозина. Различают медленные волокна (тип I) и быстрые (типы IIa и IIb), и их соотношение определяет такие свойства мышц как сила, скорость работы, тонус и т. д. В норме усодвигательная скелетная мышца крыс содержит только быстрые волокна обоих типов, и после парасимпатической реиннервации более медленные волокна типа IIa стали преобладать.
Результаты этого исследования помогли лучше понять механизм спонтанного восстановления работы травмированных мышц, которое идет за счет чувствительных нервов соматической нервной системы. Ведь такие нервы, как известно, содержат также и вегетативные нервные волокна, которые и обеспечивают некоторую парасимпатическую реиннервацию.
Новая парадигма иннервации скелетных мышц может революционизировать подходы к лечению параличей, связанных с поражениями периферических нервов. Дополнительная задача, которой нужно заняться, – это разработка методик хирургического перемещения вегетативных нервных волокон для восстановления мышечной функции.
Фото: https://www.flickr.com, https://commons.wikimedia.org