Плейстоценовая мегафауна пошла на бифштексы
Мамонты вымерли уже практически в эпоху неолита, около 10 тыс. лет назад. Реконструкция

Плейстоценовая мегафауна пошла на бифштексы

Животный мир нашей планеты постоянно меняется: за миллионы лет эволюции биосферы появилось и исчезло множество видов. Нынешние времена – не исключение, хотя сегодня мы чаще слышим об угрозе вымирания, нависшей над очередным видом, и очень часто – о том, что этом повинен человек. Но люди и в далекой древности представляли для живого мира немалую угрозу. Ученые за десятилетия не могли прийти к единому мнению, кто же был виновником массового вымирания крупных животных в позднем плейстоцене – человек или природа в виде изменений климата. Недавно арсенал доводов сторонников «антропогенной» гипотезы пополнился благодаря исследованиям ученых из четырех американских университетов

На сегодня никто не оспаривает факта массового вымирания мегафауны – крупных (весом более 45 кг) представителей животного мира, включая млекопитающих, нелетающих птиц и некоторых рептилий, наблюдавшееся практически повсеместно на планете в конце четвертичного периода. Споры о причинах этого явления, как правило, сводятся к альтернативе: во всем виноваты изменения климата, следствием которых была резкая перестройка растительности и изменение местообитаний, либо первобытные охотники, предпочитавшие добычу покрупнее. В пользу второго предположения говорят, к примеру, исследования древних озерных отложений на северо-востоке Австралии, на основе которых можно сделать вывод, что крупные травоядные сумчатые были истреблены здесь после того, как примерно 40 тыс. лет назад сюда добрались первые люди.

Американские ученые расширили временные рамки, проанализировав данные по разнообразию видов и размерам млекопитающих, обитавших на разных континентах, оценив скорость вымирания различных групп в разные эпохи кайнозоя. Оказалось, что в течение многих миллионов лет избирательность вымирания в зависимости от размера животных практически отсутствовала. Более того: вплоть до плейстоцена масса млекопитающих в среднем возрастала. Но все изменилось в позднем плейстоцене, примерно 125 тыс. лет назад, когда проявилась отчетливая тенденция к исчезновению именно крупных животных, которая сохранилась до наших дней.

Поздний плейстоцен в переводе на «человеческий» соответствует периоду от среднего до финального палеолита – времени, когда Homo sapiens, появившийся в Африке, начал последовательно покорять сначала просторы Евразии, уже заселенные денисовцами и неандертальцами, Австралию и, наконец, Северную Америку, что случилось примерно 20–10 тыс. лет назад. И начало вымирания крупных видов животных довольно четко приурочено к этим миграционным волнам человека.

Особняком стоит Африка, где позднеплейстоценовое вымирание мегафауны было выражено слабее всего. Однако 125 тыс. лет назад средний размер тела местных животных уже был значительно меньшим, чем на других континентах. Вполне вероятно, что в «африканской колыбели» человечества процесс измельчания животных начался намного раньше под давлением древних гоминидов.

Результаты этих исследований свидетельствуют, что именно древние люди, активно занимавшиеся охотой, могли быть непосредственной причиной исчезновения крупных животных на всех континентах. Ведь действительно выгоднее убить большого зверя, чтобы пищи хватило сразу многим, а размножаются такие животные медленно. При этом ученые не обнаружили пространственно-временной взаимосвязи между исчезновением видов и климатическими изменениями.

Тенденция, выявленная учеными, пугает. Наблюдаемое в наши дни стабильное снижение численности популяций крупных млекопитающих, представленных преимущественно травоядными, приведет к серьезным изменениям в экосистемах, так как некому станет «перерабатывать» растительность. А это повлечет за собой изменения в пищевых цепочках, нарушение распределения в почве питательных веществ и т.д. По словам исследователей, если все современные млекопитающие, находящиеся под угрозой исчезновения, вымрут в последующие 200 лет, то самым крупным животным на планете останется корова.

И это не очередная «страшилка»: сегодня, несмотря на запреты, браконьеры продолжают убивать слонов и носорогов, в том числе ради бивней и рогов; несмотря на международные усилия, снижается численность китов… Вольно или невольно, по разным причинам – от банальной охоты до загрязнения окружающей среды, но человек продолжает способствовать вымиранию диких животных и обеднению биосферы, как он делал это уже не один десяток тысяч лет.

Фото: https://en.wikipedia.org