Млекопитающие Мадагаскара: восстановление биоразнообразия потребует миллионы лет
Кошачьи лемуры. Мадагаскар

Остров Мадагаскар по площади сравним с континентом – почти 590 тыс. км2. Он известен исключительным биоразнообразием и множеством уникальных видов-эндемиков, от баобабов до лемуров, подавляющее большинство которых в течение миллионов лет эволюционировали в изоляции. Ученые оценили степень антропогенного влияния на островную экосистему и его возможные последствия в случае, если ситуация не изменится

По данным палеонтологов, около 2,5 тыс. лет на Мадагаскаре вымерли десятки видов позвоночных животных, преимущественно крупных. Среди них были гигантские лемуры, легендарные эпиорнисы, или слоновые птицы, карликовые бегемоты... Это вымирание приблизительно совпадает с появлением на острове человека, что вписывается в более широкую картину голоценового массового вымирания на планете. Крупные животные исчезали во многих местах, куда приходили люди.

При этом нужно заметить, что причинно-следственную связь между этими событиями не всегда удается доказать. Часто нельзя однозначно ответить на вопрос, произошло вымирание конкретного вида в конкретном месте до или после появления там человека (к примеру, в случае летучих мышей на Мадагаскаре). Также есть мнение, что основной причиной голоценового вымирания могло быть изменение климата и последующее за ним разрушение устоявшихся пищевых цепочек, а вовсе не первобытные охотники с каменными топорами.

Фауна Мадагаскара, несмотря ни на что, сохранилась относительно хорошо: на острове до сих пор обитает более двухсот видов млекопитающих, включая эндемиков, которые больше нигде не встречаются. Но более половины из них в настоящее время находятся под угрозой исчезновения. В целом же вымирание грозит примерно 40% видов местных видов. Предполагается, что непосредственной причиной этому служит деятельность человека.

Ученые из Нидерландов, Мадагаскара и США с помощью методов компьютерного моделирования оценили, сколько времени потребуется для восстановления уже утраченного биоразнообразия млекопитающих Мадагаскара, а также тех видов, которые могут исчезнуть в ближайшее время. Проведение таких расчетов требует детальных знаний о причинах и количественных параметрах недавних вымираний, а также о филогенетических (родственных) отношениях между видами. Однако подобные знания имеются только в отношении млекопитающих.

Ученые систематизировали данные, описывающие эволюционные взаимоотношения 249 видов млекопитающих, которые обитали на Мадагаскаре с тех пор, как люди заселили этот остров. К текущему моменту 30 из них уже вымерли, а среди оставшихся 120 находятся под угрозой уничтожения.

Анализ показал, что для восстановления биоразнообразия летучих мышей, с учетом уже вымерших видов, потребуется 1,6 млн лет, а цифра для нелетающих видов оказалась еще более внушительной – 2,9 млн лет. Если же исчезнут и нынешние редкие виды, то для восстановления потребуется уже около 2,9 и 23 млн лет, соответственно.

Это оценки намного больше тех, которые были ранее получены для других островов. К примеру, для Новой Зеландии она составляет 6 млн лет. Так что если на Мадагаскаре не будут приняты срочные меры по защите видового разнообразия, то последствия будут намного тяжелее, чем считалось.

Фото: https://www.maxpixel.net