Раскрыт механизм действия кетамина как самого быстрого антидепрессанта
Физиология

Раскрыт механизм действия кетамина как самого быстрого антидепрессанта

Депрессия – глобальная медицинская и социальная проблема последнего времени. По данным ВОЗ сегодня в мире от депрессии страдают миллионы – около 5% взрослого населения. Недавние исследования не только раскрыли механизм антидепрессивного действия кетамина, но и могут помочь сделать это психоактивное вещество безопасным

Бремя депрессии и других нарушений психического здоровья растет в глобальных масштабах. Об этом свидетельствует и огромное – от 800 тыс. до миллиона – число людей, ежегодно погибающих в результате самоубийства. И хотя лекарства от депрессии существуют давно, их эффективность, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Антидепрессанты не помогают почти трети пациентов, а у остальных они начинают работать только через несколько недель после начала приема. Однако это не относится к кетамину, который применяется как средство для наркоза в медицине и ветеринарии. Уже однократный прием этого препарата уменьшает симптомы депрессии в течение нескольких часов. И этот эффект сохраняется до трех недель, в том числе у тех, кому обычные лекарства не помогают. Почему же такое эффективное средство не используют как антидепрессант?

Молекулярная структура кетамина

Дело в том, что кетамин служит антагонистом NMDA рецепторов, которые входят в систему рецепторов глу(ю)таминовой кислоты и в изобилии встречаются во всех отделах мозга. А сам глутамат является не только одной из основных аминокислот, но и нейромедиатором, оказывающим широкое и неизбирательное воздействие на многие процессы внутри головного мозга. Блокируя рецепторы глутамата, кетамин влияет на функционирование различных мозговых структур, в том числе гиппокампа, ответственного за формирование памяти и эмоциональной сферы.

Кетамин является диссоциативом, нарушающим восприятие внешнего мира и изменяющим работу сознания. Однако при этом вызывает массу побочных негативных эффектов, что мешает его использованию в терапии депрессии. Если же удастся понять механизм его действия, то можно создать адаптированную лекарственную форму, лишенную этих недостатков.

Известно, что «обычные» антидепрессанты усиливают в гиппокампе взрослых людей процессы нейрогенеза – образование незрелых, молодых гранулярных нейронов из клеток-предшественников. Это важно, так как при депрессии у млекопитающих нейрогенез замедляется. Однако для этого требуется время – до несколько недель.

В случае с кетамином ситуация другая: ранее ученые из Северо-Западного университета (США) в экспериментах на лабораторных мышах уже показали, что кетамин не стимулирует формирование новых молодых гранулярных нейронов в зубчатой извилине гиппокампа, но активирует уже имеющиеся. С этим феноменом и связано быстрое антидепрессивное действие этого препарата.

Сейчас исследователи выяснили в деталях механизм этого процесса в экспериментах на генно-инженерных мышах, у которых можно было избирательно активировать или глушить работу молодых гранулярных нейронов. Оказалось, что при активации «новорожденные» нейроны образуют новые синапсы – места контактов между нервными клетками: активность этих нейронов ученые сравнивают со спичкой, от которой «разгорается» (активируется) клеточное окружение.

Эксперименты показали, что при угнетении работы молодых гранулярных нейронов кетамин теряет свои антидепрессантные свойства, а их активация сама по себе вызывает антидепрессивный эффект, аналогичный эффекту этого препарата. Теперь задача – научиться избирательно воздействовать на эти нейроны способом, который будет безопасен для людей.

Фото: https://commons.wikimedia.org, https://commons.wikimedia.org