Животный мир: в чем корысть альтруистической заботы о потомстве?
Воспитанием и обучением молодых сурикат (Suricata suricatta) занимаются не только родители, но и почти все взрослые члены сообщества

Животный мир: в чем корысть альтруистической заботы о потомстве?

Альтруистическое поведение часто рассматривают как сугубо человеческую характеристику, но и в животном мире найдется немало примеров такого поведения. Зачем они это делают? Как выяснилось, животные, которые «бескорыстно» помогают своим сородичам растить детенышей, также имеют эволюционное преимущество

Что такое альтруизм? Об определении и сущности этого понятия много лет спорят философы и ученые-биологи, но если сказать коротко, то альтруизм – это действия в пользу других, не приносящие пользу самой особи.

У животных самые поразительные случаи такого «бескорыстного» поведения встречаются при уходе за потомством – такие примеры можно найти у рыб, млекопитающих, птиц и даже насекомых. Типичная ситуация: одна пара особей размножается, а другие члены группы помогают ухаживать, охранять и воспитывать молодняк. В нашем понимании они действуют в полной мере альтруистично, так как заботятся не о своих, а о чужих детях.

С эволюционной точки зрения такое поведение будет иметь смысл в случае так называемого родственного отбора, когда группа является совокупностью близких родственников – «семьей». В результате отбираются признаки, благоприятствующие выживанию не только конкретной особи, но и ее близких родичей, а сами «воспитатели» способствуют успешной передаче «генов заботы» следующему поколению своей семьи. Но зачем заботиться о детенышах, с которыми нет родственной связи?

Ученые из Швейцарии и Колумбии использовали методы математического моделирования, чтобы показать, как такое поведение могло появиться в результате естественного отбора. Оказалось, это возможно при условии, что принадлежность к социальной группе повышает шансы особи на выживание. В рамках большой группы альтруистическая забота о выводке приводит к тому, что выживает большее число молодых особей. А это, к примеру, снижает риск «опекуна» стать жертвой хищника и увеличивает его шансы оставить потомство, пусть и позже.

Другими словами, в этом случае малая социальная группа – «семья» – расширяется до размеров популяции, а отбор уже не зависит от уровня родства.

Какой из этих двух эволюционных механизмов будет преобладать в том или ином случае, будет зависеть от условий окружающей среды. В благоприятной среде (например, вокруг много еды и мало хищников) будет работать родственный отбор. В более жестких условиях (например, при высоком риске стать жертвой хищника) основной становится кооперативная забота о потомстве.

Примечательно, как эти поведенческие стратегии «преломляются» в человеческом обществе: мы можем видеть «родственную заботу» на уровне отдельно взятых семейных групп и кооперативную, в виде детских пособий и др., – на уровне государства, которое позиционирует себя как «семью» для всех своих граждан.

Фото: https://www.wikiwand.com