Стресс убивает мотивацию к достижению цели у тревожных особей
Физиология

Стресс убивает мотивацию к достижению цели у тревожных особей

Люди по-разному реагируют на стресс: то, что одних мобилизует, для других может обернуться психическим расстройством. Ученые исследуют механизмы этих различий на лабораторных животных, чтобы научиться помогать людям справляться с неблагоприятными жизненными обстоятельствами

Стресс – понятие многогранное. Есть строгое научное определение этого термина, однако в общежитии мы используем это слово в ситуациях сильного эмоционального и физического напряжения, вызванного действием каких-либо неблагоприятных факторов, как средовых, так и социальных.

По «задумке природы» стрессовая реакция – адаптивная, т.е. приспособительная. Она активирует механизмы, отвечающие за целый пул защитно-приспособительных физиологических и поведенческих реакций, необходимых, к примеру, при угрозе для жизни. Но сильный или длительный стресс может вызвать неприятные последствия и даже психиатрические заболевания, например, депрессию. А в результате психотравмирующих ситуаций, таких как участие в военных действиях, физическая травма, сексуальное насилие может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство.

Считается, что хронический стресс и связанная с ним психопатология характеризуется нарушением процесса мотивации. Термин этот тоже многозначен, но в нашем случае речь идет о психофизиологическом сигнале, который вызывает возбуждение отделов мозга и подталкивает стремиться к удовлетворению своих потребностей. Проще говоря, мотивация побуждает нас к активным действиям по достижению цели, пусть даже они требуют немалых усилий. Это те самые «крылышки» на ногах, благодаря которым можно совершить то, что казалось невозможным.

Хронический стресс, как уже упоминалось, губит мотивацию. Однако что касается острого стресса, то здесь не все однозначно. Как правило, такой стресс ухудшает работоспособность, однако бывает и обратный эффект. В целом положительное влияние острого стресса на мотивацию плохо изучено, к тому же часть таких данных получена при изучении поведения на фоне злоупотребления наркотиками.

При этом известно, что различия в поведенческой реакции на стресс могут быть обусловлены различиями в чертах личности. К примеру, установлено, что уровень тревожности влияет на такие эффекты острого стресса, как изменение социального поведения или способности к обучению. Но в отношении мотивации таких исследований не было.

Чтобы понять, влияет ли тревожность на мотивацию в условиях стресса, группа ученых из Швейцарии, Голландии и Германии провели серию экспериментов на лабораторных крысах, среди которых также встречаются особи, имеющие более или менее тревожные черты. Всех крыс обучили нажимать на рычаг для получения лакомства, а затем подвергли стрессу, для чего их на четверть часа помещали на приподнятую платформу, с которой нельзя было сойти. Сразу же после этого животным предлагали добыть угощение и наблюдали, как изменялась мотивация крыс к этому занятию.

Выяснилось, что у крыс с высоким уровнем тревожности работоспособность после стресса значительно понизилась, тогда как у крыс с низким уровнем тревожности она, напротив, повысилась. И такие различия были не связаны с изменениями привлекательности еды для животных или желания есть – у них менялась мотивация прикладывать усилия для достижения цели.

При изучении механизма этого явления выяснилось, что уровень тревожности крыс связан с количеством рецепторного белка CRHR1 в нейронах, синтезирующих «гормон счастья» дофамин, расположенных в области мозга, участвующей в регуляции мотивации. У крыс с низкой тревожностью уровень CRHR1 был выше, у тревожных крыс – ниже. Ученые подтвердили эти выводы в серии экспериментов на крысах, у которых искусственно меняли уровень активации гена, кодирующего CRHR1.

Как известно, этот ген вовлечен в развитие суицидального поведения, депрессии и панического расстройства. И результаты этой работы помогают понять, почему в условиях стресса мы реагируем по-разному.

С другой стороны, белок CRHR1 может использоваться как биомаркер и потенциальная мишень для терапии. Кстати сказать, нацеленные на него лекарственные препараты для коррекции нарушений работы нервной системы уже разрабатываются, но пока ни одно из них не смогло пройти клинические испытания. Возможно, шансы на успех будут выше, если группы испытуемых формировать с учетом уровня индивидуальной тревожности пациентов.

Фото: https://www.maxpixel.net