Томограмма религиозного чувства
Исследователи из университета штата Юта (США) пригласили для участия в эксперименте девятнадцать молодых мормонов. В религии мормонов вхождение в религиозный экстаз, «ощущение Святого Духа» играет центральную роль, и приверженцы этой веры часто испытывают это в повседневной жизни.
В лаборатории фактически воспроизводили мормонское богослужение. Испытуемые молились, читали свои священные тексты, слушали религиозную музыку, а в это время их мозг исследовали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Когда участники эксперимента чувствовали религиозный экстаз, они нажимали на кнопку, и исследователи могли проследить связь между субъективными ощущениями испытуемых и объективными показателями активности их мозга.
Оказалось, что происходит активация вентромедиальной префронтальной коры, отвечающей за эмоциональную оценку информации, областей лобной коры, отвечающих за внимание, а главное - за пару секунд до того, как религиозные переживания достигают пика, - происходит активация прилежащего ядра - это отличительная черта нейрофизиологических процессов, связанных с работой системы вознаграждения (подкрепления). Известно, что прилежащее ядро активируется при ряде состояний, вызывающих острые положительные эмоции, - например, это любовь, как романтическая, так и родительская, выигрыш в карты или эйфория, вызванная наркотиками, включая кокаин и амфетамины. Удовольствие вызывает дофамин, связывающийся с соответствующими рецепторами нейронов прилежащего ядра.
Кстати, известно, что склонность к религиозности связана с полиморфизмом гена рецептора дофамина DRD4, а пациенты с болезнью Паркинсона, у которых разрушаются производящие дофамин нейроны, с прогрессированием болезни становятся менее религиозными. Дофамин, похоже, играет ключевую роль в восприятии эйфорического религиозного опыта, а некоторые люди, возможно более склонны к поиску удовольствия в религии, чем другие - так же, как некоторые люди склонны, скажем, к алкоголизму.
Таким образом, склонность к получению религиозных переживаний и откровений похожа, с одной стороны, на наркотическую зависимость, а с другой - на обычный условный рефлекс в ответ на комбинацию слов и интонаций. При этом смысловая составляющая может меняться; у лютеранки из Миннесоты и приверженца ислама включатся одни и те же процессы в мозге в ответ на разные молитвы, хотя социальные последствия этих процессов могут быть разными. Подобный рефлекс может формироваться и у нерелигиозных людей в ответ, к примеру, на патриотические образы.
На основе этих экспериментов можно по крайней мере предположить, что субъективный религиозный опыт возможно описать с точки зрения работы нейронных цепей. Дальнейшие исследования могут прояснить механику возникновения отдельных компонентов религиозных переживаний, в том числе, у людей, придерживающихся разных религиозных традиций.
Фото: https://www.flickr.com
Подготовила Мария Перепечаева