Чем выше социальный статус, тем лучше иммунитет
Макаки–резусы (Macaca mulatta)

Чем выше социальный статус, тем лучше иммунитет

Быть внизу социальной лестницы трудно не только психологически и морально. Согласно недавнему исследованию, проведенному международной группой ученых, это негативно влияет и на работу иммунной системы – по крайней мере, у макак-резусов (Macaca mulatta).

Известно, что низкий социальный статус коррелирует с плохим состоянием здоровья и более короткой продолжительностью жизни. Но если просто собирать подобную статистику, можно увидеть ассоциацию этих параметров, но нельзя понять, что является причиной, а что – следствием. Например, бомжи, как правило, болеют чаще, но они плохо питаются, где попало живут и зачастую практикуют рискованное поведение, такое как пьянство и употребление наркотиков. Все это, конечно, сказывается на здоровье. Понятно, что провести на людях эксперимент, который поможет выяснить, какова взаимосвязь параметров здоровья и среды обитания, практически невозможно.

Ученые поставили такой эксперимент на самках макак-резусов; у этого вида обезьян общество имеет хорошо выраженную иерархическую структуру. Например, обезьяны с низким социальным статусом, в отличие от стоящих высоко на иерархической лестнице, чаще подвергаются агрессии от своих собратьев, у них меньше партнеров по грумингу (взаимное вычесывание шерсти, поиск насекомых).

Чтобы изменить социальный статус обезьян в экспериментальных группах, эти группы – с устоявшейся иерархией – исследователи перегруппировали с учетом того, что место в иерархии у макак сильно зависит от того, в каком порядке они приходят в коллектив: первая обезьяна, скорее всего, станет альфой (самой главной), вторая пришедшая в группу – бетой и т.д.

Через три месяца после перегруппировки животных ученые взяли у них образцы крови, из которой выделили пять разных типов иммунных клеток и измерили в них экспрессию нескольких тысяч генов. Обнаружилось, что активность генов клеток иммунной системы зависит от социального статуса животного. Сильнее всего – экспрессию изменили более 1600 генов – на смену социального статуса отреагировали так называемые натуральные киллеры, это тип лимфоцитов, «охотящихся» на клетки, инфицированные вирусами, и на опухолевые клетки.

Чтобы посмотреть, действительно ли эти изменения имеют практическое значение, исследователи культивировали лимфоциты с добавлением в культуральную среду липополисахарида, это компонент грамотрицательных бактерий, который вызывает сильную воспалительную реакцию. Оказалось, что лимфоциты обезьян с низким социальным статусом чересчур активно реагировали на липополисахарид, то есть, провоцировали развитие ненужного в данном случае воспалительного процесса. Лимфоциты обезьян с высоким местом в иерархии, в отличие от своих менее удачливых соплеменниц, не так сильно реагировали на липополисахарид и при этом показывали хорошие противовирусные свойства.

Через три месяца после того как ученые опять переформировали группы макак и вновь поменяли их социальный статус, показатели экспрессии генов лимфоцитов животных стали соответствовать их текущему месту в иерархии. То есть, ученые показали, что такие изменения обратимы.

Макаки – относительно близкий нам вид эволюционно, и ученые надеются, что эти результаты удастся как-то применить и к людям – что, если изъять человека из неблагоприятной социальной среды, можно, как минимум, улучшить работу его иммунной системы.

Фото: https://www.flickr.com/photos/pauljill/2154440309/