Умному мозгу – хорошее кровоснабжение
Артерии лица и черепа. University of Liverpool Faculty of Health & Life Sciences

Умному мозгу – хорошее кровоснабжение

Почему человеческий мозг по сравнению с мозгом животных так хорошо развит? Как это произошло? Гипотеза о том, что эволюция человеческого интеллекта непосредственно связана с увеличением размера головного мозга, была опровергнута группой ученых из Австралии и Южной Африки.

Человеческий мозг – очень уязвимый орган. Он крайне зависим от постоянного поступления кислорода и питательных веществ; в качестве источника энергии признает только глюкозу, при этом не делает ее запасов. Поэтому ткани мозга должны иметь очень хорошее кровоснабжение, и чем мозг более активен, чем быстрее в нем идет обмен веществ, тем более интенсивным должно быть кровоснабжение – чтобы кровь успевала насыщать ткани мозга кислородом и глюкозой.

Кровоснабжение головного мозга в основном осуществляется парой внутренних сонных артерий. Чем они толще, тем больший объем крови будет прокачиваться через мозг, а их толщину можно узнать по размеру отверстий, через которые артерии входят в череп.

Исследователи измерили размер этих отверстий в черепах одиннадцати видов предков современного человека, начиная с австралопитеков, живших в Африке около трех миллионов лет назад, и заканчивая древними Homo sapiens, и высчитали предполагаемый объем кровоснабжения головного мозга у них. Оказалось, что размер отверстий, через которые проходят внутренние сонные артерии, в процессе эволюции неуклонно возрастал. Если размер мозга за три миллиона лет эволюции увеличился в три с половиной раза, то скорость кровотока – в шесть раз.

2r-compressor.jpg

Человеческий мозг, эволюционируя, требовал все больше энергии. Появление сложного мышления, совершенствование способов обработки информации предполагает возрастание числа синапсов и синаптической активности – и резкое увеличение интенсивности обмена веществ.

С увеличением потребности мозга в энергии хорошо соотносится и изменение образа жизни древних людей, например, появление разных форм социального взаимодействия, сотрудничества в процессе охоты, при защите территории, при уходе за детьми, что, вероятно, способствовало отбору на высокую нейропластичность, способность нервных клеток к определенным структурно-функциональным перестройкам.

Ученые считают также, что существует взаимозависимость эволюции мозга человека и перехода к более долгому по сравнению с другими видами периоду детства, времени высокой плотности синапсов и нейропластичности, позволяющему многому научиться за это время.

Фото: https://www.flickr.com и https://en.wikipedia.org