В трудные времена мальчиков рождается меньше
Одна из гипотез относительно причин этого явления состоит в том, что существуют некие механизмы, с помощью которых организм будущей матери оценивает будущую «пригодность» вынашиваемого плода, и если оценка окажется неудовлетворительной, происходит выкидыш. Таким образом происходит избавление от эмбрионов «невысокого качества» и мать «освобождается» для другой беременности, возможно, более здоровым и крепким ребенком. При этом предполагается, что хилая/болезненная женщина по сравнению с таким же мужчиной в любом случае имеет больше шансов оставить потомство, поэтому прерывание беременности в ситуации, когда плод – девочка, не имеет эволюционного смысла. Но постстрессовая «выбраковка» слабых эмбрионов мужского пола может иметь эволюционный смысл, особенно если выжившие мужчины будут оставлять больше здорового потомства по сравнению с теми, кто родился в «обычные» спокойные периоды.
Одним из результатов такой «выбраковки» должно являться более хорошее здоровье мальчиков, рожденных в трудные периоды. И действительно, американские исследователи Р. Каталано и Т. Брукнер (Калифорнийский университет) еще в 2006 г. обнаружили подобную тенденцию, изучая демографические данные базы The Human Mortality Database. Позже Брукнер обратился к английскому биологу В. Луммаа (Шеффилдский университет), которая оцифровала финские исторические церковные записи. С XVIII в. в Финляндии лютеранская церковь требовала регистрировать все рождения, браки, смерти и передвижения между поселениями, в результате чего в руках ученых оказались записи о каждом финне, родившемся в те времена. Используя эти материалы, исследователи посчитали соотношение полов новорожденных в 1790—1870 гг., а также число мальчиков, которые пережили грудной и дожили до репродуктивного возраста, и даже число их детей, доживших до возраста половой зрелости.
В результате были обнаружены периоды, когда соотношение родившихся младенцев мужского и женского пола значительно падало (максимальное падение достигало соотношения 79:100). В эти периоды младенческая смертность среди мальчиков действительно была ниже обычного: видимо, более слабые младенцы погибали еще на стадии эмбриона. Но число потомков у мужчин из этой группы и их сверстников, родившихся в обычные годы, статистически не различалось, что не позволяет говорить об их большем репродуктивном успехе.
Таким образом, фактические данные не подтверждают гипотезу эволюционного отбора. Скорее всего, все дело в том, что мужчины в принципе вообще более уязвимы, чем женщины. Во всех человеческих обществах продолжительность жизни мужчин в среднем на 5–6 лет меньше, чем женщин, причем большая летальность у мужчин наблюдается во всех возрастных группах. В любом случае эта работа стала еще одним важным шагом в поисках причин гендерного дисбаланса в продолжительности жизни.
По: news.sciencemag.org/biology/2014/12