
Психоделики против «головной боли самоубийц»
Ряд недавних исследований показал, что психоделики могут иметь практическое применение в медицине. Об этом пишут психиатры, психологи, наркологи и специалисты, занимающиеся пациентами с травматическим опытом. Кстати сказать, первые положительные результаты применения психоделиков при лечении алкоголизма и психических расстройств были получены еще в середине прошлого века. Однако к 1970-м гг. исследования психоделиков на человеке были остановлены, и в распоряжении ученых остались только лабораторные животные. Кроме того, сами эти вещества оказались под жестким запретом, что усложнило даже работы, проводимые на лабораторных мышах. Психоделики попали (по крайней мере, в США) в так называемый «первый список» – категорию веществ, производство и хранение которых наиболее жестко регулируется и у которых нет «узаконенного» медицинского применения.
В результате все исследования, связанные с психоделиками, на многие годы приобрели в академической психиатрии маргинальный статус. Но в начале 1990-х гг. правительства начали снимать часть ограничений, хотя и очень неохотно, и ученые снова получили право проводить клинические исследования в этой области на людях.
Ученые из Госпиталя Маклин (Белмонт, США) и Гарвардской школы медицины (Бостон, США) еще в 2006 г. выяснили, что псилоцибин и ЛСД приносят значительное облегчение больным так называемой «кластерной головной болью», заболеванием, характеризующимся короткими приступами настолько сильной боли в одном глазу или вокруг него, что его иногда называют «головной болью самоубийц».
А группа ученых из Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США) пришла к выводу, что псилоцибин имеет долгосрочный положительный эффект на здоровье и душевное состояние человека. В 2011 г. они провели эксперимент, в ходе которого добровольцы получали этот психоделик, при этом доза была подобрана таким образом, что участники эксперимента впадали в состояние транса без каких-либо негативных побочных явлений. Психологические тесты, проведенные до и после эксперимента, показали, что у 60% испытуемых после воздействия псилоцибина оказался выше такой психический параметр, как «открытость опыту, который можно интерпретировать как «любознательность, увлеченность и ориентация на изменения в жизни». При этом значение других параметров – экстраверсии, доброжелательности, добросовестности и нейротизма – не менялись. Эти психологические изменения под действием псилоцибина сохранялись, как минимум, в течение года после эксперимента.
В 2012 г. в журнале British Journal of Psychiatry была опубликована совместная работа ученых из пяти научных центров Великобритании, содержащие результаты еще одного эксперимента с псилоцибином. Участники опыта после принятия психоделика должны были постараться заново мысленно пережить одно из своих приятных воспоминаний. Во время эксперимента с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) была зафиксирована активация области лимбической системы, полосатого тела и префронтальной корыголовного мозга. Оказалось, что под действием псилоцибина в сенсорной коре возникли дополнительные очаги активации, что означает, что психоделик стимулировал автобиографическую память в зрительных и других сенсорных областях мозга. Участники эксперимента также сообщали о том, что под действием псилоцибина их воспоминания стали более яркими и красочными, что согласуется с ростом уровня сенсорной активации.
Эти способности псилоцибина «усиливать» положительные воспоминания и в целом облегчать доступ к воспоминаниям и эмоциям могут быть использованы в комплексной терапии депрессии. В пользу этой идеи говорят результаты еще одного эксперимента на пациентах с затяжной повышенной тревожностью, которая наблюдалась у них не менее полугода. После однократного приема псилоцибина у них снизился уровень депрессии и, согласно данным фМРТ, активность префронтальной коры головного мозга. А известно, что для депрессии характерна гиперактивация в области префронтальной коры, которая и снижается в результате лечения.
По данным ученых из MAPS (международной Мультидисциплинарной ассоциации психоделических исследований, которая была основана в 1986 г. как некоммерческая фармацевтическая компания) опыты с МДМА дали положительные результаты у пациентов, страдающих от посттравматического стрессового расстройства. Еще в 2001 г. американское Управление по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) одобрило протокол для МДМА-психотерапии для таких больных, устойчивых к обычной терапии. Сейчас MAPS получила одобрение FDA в отношении еще одного проекта MDMA-терапии – лечение социальной тревожности у людей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Оценка безопасности и возможности такой терапии будет проведена в рандоминизированном клиническом исследовании с использованием плацебо.
Таким образом, на сегодня имеется ряд достаточно веских доказательств того, что психоделики имеют терапевтический потенциал. И хотя в статье, опубликованной в 2013 г. в журнале Nature Reviews Neuroscience статье, группа психиатров из США и Великобритании продолжала сетовать на то, что из-за правительственных ограничений исследования психоактивных веществ «трудны, а во многих случаях практически невозможны», несмотря на все трудности и противодействие организаций по борьбе с наркотиками, ряд научных групп продолжает вести работы в этом направлении. Остается только выразить надежду, что у правительств и других «разрешительных» организаций здравый смысл возобладает над практикой «запрещать и не пущать».
Современные исследования психоделиков позволяют по-иному взглянуть на известные исторические факты, такие как практика потребления в ревности в культовых целях психоактивных веществ. Например, «божественный напиток» древних индийцев и иранцев – божественная Сома (Хаома), как свидетельствуют древние тексты, «вдохновлял поэтов и провидцев, делал воинов бесстрашными». Такие стимулирующие свойства обрядового напитка, судя по последним данным, были обусловлены все тем же псилоцибином.
Хочется добавить, что вопрос о рецепте приготовления Сомы дискутировался свыше ста лет. Ответ в прямом смысле «лежал» в кургане знатной представительницы кочевников-хунну, похороненной в горах Ноин-улу на Севере Монголии. На обнаруженном в погребении шерстяном полотнище, вернувшемся к жизни благодаря кропотливой работе новосибирских реставраторов, вышита ритуальная сцена у алтаря с участием воинов-зороастрийцев, один из которых держит в руках … гриб. По совокупности «вышитых» микологических признаков гриб был отнесен к семейству строфариевых, виды которых как раз и содержат уникальный стимулятор нервной системы псилоцибин.
Конечно, из всего вышеизложенного вовсе не следует, что у напитка на основе псилоцибина есть даже малый шанс заменить в будущем бодрящую утреннюю чашку кофе. Ведь любое вмешательство в процессы сознания может иметь неожиданные, нежелательные и просто катастрофические последствия, и применение любых психоактивных веществ должно и впредь оставаться под строгим контролем. Однако у этих веществ, похоже, есть все шансы наравне со змеиными ядами и растительными токсинами когда-нибудь войти в официальный фармакологический арсенал.
По: disClose.TV/news, PopSci, HopkinsMedicine.Org/News, British Journal of Psychiatry,NCBI – Neurology, NCBI – Psychoactive Drugs.
