• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2880
Рубрика: Новости науки
Раздел: Философия
Платонизм и мировой кризис

Платонизм и мировой кризис

В августе 2007 г. и в феврале 2008 г. в Новосибирске прошли первые сессии семинара «Преподавая античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире», в котором приняли участие известные философы и филологи- классики, а также группа молодых преподавателей и исследователей античности из университетов стран Восточной Европы и Евразии

Я глубоко убежден в том, что Платон и традиция, которая к нему восходит, способны сообщить современному миру целый ряд важных вещей, и современный мир поступит разумно, если к ним прислушается. Разумеется, Платон и не подозревал о тех сложных проблемах, с которыми сталкивается современная цивилизация, и все же, как мне представляется, немало интересного и поучительного можно извлечь как из его собственных работ – прежде всего его большого последнего произведения Законов – так и из трудов некоторых из его последователей, таких как Плотин.

Профессор Джон Диллон, президент Международного платоновского общества (Дублин) на летней сеcсии семинара 2007 г.Такими словами открыл цикл своих лекций в Академгородке президент Международного платоновского общества профессор Джон Диллон. Основные работы этого всемирно известного филолога-классика и историка философии из Тринити колледжа (Дублин) посвящены платонизму и неоплатонизму в самых различных, хотя и достаточно специальных аспектах (Диллон, 2002; Диллон, 2005).

Какой же вклад древняя философия может внести в решение насущных вопросов современности? Для обсуждения этого Диллон избрал три темы или проблемы, которые, по его представлению, являются ключевыми для современного общества – именно ими определяется значительная часть того зла, с которым приходится сталкиваться человечеству на современном этапе. Темы эти таковы:

1. Проблема загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов.

2. Проблема религиозных конфликтов и взаимной нетерпимости.

3. Проблема легитимации власти и пределы личной свободы.

Каждая из них, как считает Диллон, нашла отражение в платонизме, и ответы античного автора заслуживают того, чтобы мы, сегодняшние, к ним прислушались.

Мир с точки зрения вечности

Современное общество лишь постепенно приходит к осознанию того факта, что разрушение нашей среды обитания и ее загрязнение во многом обусловлены идеей прогресса: нам нужно развиваться и двигаться вперед, строить все больше заводов, производить все больше изделий, улучшать «качество жизни», которое в современном понимании чаще всего сводится к увеличению количества потребляемых вещей. Однако очевидно, что, например, две такие быстроразвивающиеся страны, как Китай и Индия, способны утопить планету в горе отходов, если достигнут уровня потребления США и Западной Европы.

Современному человеку трудно представить себе мир без «прогресса», поэтому все предлагаемые решения нынешнего кризиса так или иначе связаны с идеей развития, только в «правильном» направлении. Представим себе общество, в котором движение вперед и «изменение» отнюдь не считались главной ценностью. Платон и его последователи видели те же самые явления – взлет и падение народов и их правителей, техническое развитие и упадок нравов, однако не оценивали их (за редким исключением) с точки зрения движения вперед или назад, прогресса или регресса.

Современное общество лишь постепенно приходит к осознанию того факта, что разрушение нашей среды обитания и ее загрязнение во многом обусловлены идеей прогресса

В природе и обществе древние склонны были усматривать скорее цикличность, нежели непрерывное развитие. Платоники сделали следующий шаг: они взглянули на мир «с точки зрения вечности», усматривая в каждом явлении подлежащий ему вечный смысл, те самые фундаментальные этические ценности, о которых не устает повторять и которые не устает искать Сократ в знаменитых платоновских диалогах.

Урок Платона, как стремится показать Диллон, состоит в осознании того факта, что современному миру в целом и каждому отдельному человеку в частности не хватает точки внутреннего баланса, поэтому мы стремимся обрести ее вовне, растрачивая себя и истощая ресурсы окружающей среды. Философ занимательно иллюстрирует платоновскую идею идеального государства и концепцию ограниченного роста населения и потребления на душу этого самого населения на примере своей страны, Ирландии.

Проблема национализма и религиозной нетерпимости, столь важная для современности, была не менее актуальна и во времена Платона. Неслучайно Платон, развивший свою собственную версию так называемой философской религии, в «Государстве» и «Законах» тем не менее призывал граждан соблюдать традиционные религиозные обряды, выполняющие определенные культурные и политические задачи в обществе.

Приверженцам религии, понятой в «платоновском» смысле, чужда идея религиозного конфликта. Вслед за Платоном нам необходимо научиться аллегоризировать свои верования и согласиться, что мы различны: каждая религия идет своим путем, и ни одна из них не лучше и не хуже другой.

Об демократическом парадоксе

В эпоху современного кризиса концепции либеральной демократии интересно обратиться к истокам и выслушать мнение человека, который был свидетелем взлета и падения «архетипа» демократического государства – античных Афин.

В шестой книге «Государства» Платон сравнивает демократическое государство с «кораблем дураков», у руля которого нередко оказываются люди, не имеющие ни малейшего представления о том, как им управлять и куда держать курс. В результате корабль постоянно то терпит крушение, то меняет направление движения или вообще теряет ориентацию в пространстве. Как следствие капитан утрачивает доверие команды.

профессор Леван Гигинейшвили (Тбилиси) и Анна Афонасина (ответственный секретарь программы)

В шестой книге «Государства» Платон сравнивает демократическое государство с «кораблем дураков», у руля которого нередко оказываются люди, не имеющие ни малейшего представления о том, как управлять кораблем и куда держать курс

С другой стороны, любая попытка управляемой демократии ведет, как известно, к не меньшим трудностям и также влечет за собой кризис доверия к власти. Этот извечный парадокс демократии Платон понимал не хуже Джефферсона или Черчилля, и его решение, которое, возможно, покажется слишком про­стым, таково: дело не в правителе и не в курсе, которым идет корабль, а в воспитании (paideai). То есть в том моральном и интеллектуальном образовании, которое должно быть общим для всех граждан и начинаться, по мнению Платона, еще в утробе матери.

И еще, добавляет Диллон, в обязательной публичной службе в любой возможной форме, без прохождения которой ни один человек не может считаться полноценным гражданином.

Возможно, некоторые из развиваемых положений покажутся кому-то слишком экстремальными, однако, как заметил Диллон, ситуация столь серьезна, что «землетрясение» в области этических представлений уже неизбежно. Лучше сознательно подготовиться к нему, даже ценой значительных само ограничений, нежели столкнуться с трудностями, еще более губительными для всего общества.

И хотя Платон жил в совершенно иных условиях, а Ирландия – не Россия, Диллону, кажется, удалось убедить своих слушателей в том, что платоническая традиция «способна сообщить современному миру целый ряд важных вещей, и современный мир поступит разумно, если к ним прислушается».

Из Кембриджа и Тегерана

Следующим на семинаре шел курс профессора Леонидаса Баргелиотиса, президента Олимпийского философского общества (Афины–Древняя Олимпия), посвященный традиции классического образования. Затем профессор Мостафа Юнеси из Тегерана представил слушателям свое видение теории «межкультурного мышления».

Во время зимней сессии семинара (февраль 2008 г.) тема была продолжена серией обсуждений актуальных проблем антиковедения и круглым столом по проблемам этики, в которых приняли участие всемирно известный историк античной философии, почетный профессор Джон Рист (Кембридж) и доктор Теун Тиелеман (Утрехт). Подробнее об этом можно прочитать в приведенных ниже публикациях и сетевых ресурсах.

Планы на будущее

Организаторы и участники текущего трехгодичного семинара рассчитывают коллективными усилиями начать работу над рядом новых исследовательских и образовательных проектов. Планируется подготовить новые материалы, все еще недоступные для преподавателей гуманитарных дисциплин, а также помочь молодым преподавателям из региональных вузов наладить контакты друг с другом и с западными коллегами.

Рабочие моменты семинара

Для успешного осуществления этих планов принципиально важно, чтобы все участники семинара были настроены на длительное сотрудничество и имели четкое представление о своих задачах и миссии в качестве преподавателей. Очень важно, чтобы они могли сформулировать свои стратегию и подходы в преподавании антиковедческих и философских дисциплин.

В целом организаторы и участники будущих летних и зимних сессий рассчитывают на то, что им удастся рассмотреть свои проблемы с различных точек зрения и в ходе междисциплинарного диалога достичь лучшего понимания классической традиции в ее связи с такими важными современными проблемами, как проблема меняющихся ценностей и культурного разнообразия.

Литература

Dillon John, “Platonism and the World Crisis”, ΣΧΟΛΗ 1.1 (2007) 7–24

Диллон Дж. Наследники Платона. Пер. с англ. Е. В. Афонасина. СПб., 2005

Диллон Дж. Средние платоники. Пер. с англ. Е. В. Афонасина. СПб., 2002

Рист Дж. Плотин, Путь к реальности. Пер. с англ. Е. В. Афонасина и И. В. Берестова. СПб., 2005.

Интернет-ресурс «Центра изучения древней философии и классической традиции»

http://www.nsu.ru/classics/

Интернет-ресурс проекта «Преподавая античность»

http://www.nsu.ru/classics/reset/index.htm

Интернет-версия журнала ΣΧΟΛΗ http://www.nsu.ru/classics/schole/index.htm

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!