Диагностика стадии COVID-19 на уровне ткани легких

Диагностика стадии COVID-19 на уровне ткани легких

Несмотря на немалый прогресс в понимании течения патологического процесса при заражении SARS-CoV-2, остается много вопросов относительно методов лечения этой вирусной инфекции. Американские ученые исследовали на молекулярном уровне ткани легких больных, умерших от COVID-19, и сделали практические выводы относительно диагностики и терапии тяжелых форм этой болезни

Состояние здоровья человека часто оценивают по анализам крови, однако во многих случаях они не дают адекватную информацию о патологических процессах в конкретных тканях. Например, о том, что происходит в легких, пораженных новым коронавирусом.

Ученые из США исследовали посмертные образцы легочной ткани 24 пациентов, умерших от COVID-19, чтобы оценить изменения в составе клеточной РНК и белков. У одной половины больных в легких был обнаружен высокий уровень вирусной РНК, у другой – низкий, что вполне предсказуемо для ранних и поздних стадий инфекции соответственно.

На ранней стадии в легких присутствует много вирусных частиц, наблюдается множественное повреждение мельчайших легочных структур – альвеол. В это время повышается активность более 300 генов, участвующих в работе нашей «встроенной» системы противовирусной защиты, которую обеспечивают интерфероны – иммунные белки с неспецифической активностью. Интерфероны инициируют формирование большого количества макрофагов типа М1, участвующих в процессах воспаления, что сопровождается высоким уровнем синтеза белков, стимулирующих воспалительные реакции, и может закончиться развитием «цитокинового шторма».

На поздней стадии болезни вирусных частиц относительно мало. Система интерферона работает менее активно, растет численность макрофагов типа M2, участвующих в восстановлении поврежденных тканей. В это время должно происходить восстановление эпителия легких, но если повреждение слишком велико, то на месте поражения образуется фиброзная (рубцовая) ткань, что ведет к нарушениям дыхательной функции. На этом этапе ученые зафиксировали повышенную активность более 5 тыс. генов, которую сложно интерпретировать.

Правильно определить стадию заболевания в легких очень важно для выбора способов лечения и прогноза заболевания. Так, на первой стадии – с высокой концентрацией вирусных частиц и сильным интерфероновым ответом – будет неэффективно такое иммуносупрессивное средство, как широко известный препарат дексаметазон. Что касается интерферонов, то их применение может не только оказать полезный противовирусный эффект, но и спровоцировать неадекватный воспалительный ответ со стороны собственной иммунной системы пациента.

У некоторых пациентов были также обнаружены изменения, которые могут говорить о нарушении в системе регуляции производства белка интерлейкина-6, участвующего в контроле процесса воспаления и иммунного ответа, и его рецепторов, что было связано скорее с индивидуальной реакцией на патоген, чем с уровнем вирусной нагрузки. Такие биомаркеры могут дать подсказку относительно необходимости применения ингибиторов интерлейкина-6, например, тоцилизумаба на основе моноклональных антител.

Как говорилось выше, развернутую оценку состояния легких больных новой коронавирусной инфекцией нельзя сделать на основе анализов крови. Однако при необходимости такой диагностический анализ можно провести с использованием образцов легочной ткани, полученных с помощью бронхоскопии – стандартной процедуры осмотра, при которой в легкие через нос или рот вводится тоненькая трубка (бронхоскоп). Правда, пробы придется брать из нескольких мест, так как вирусная нагрузка и реакции на патоген в разных участках легких у одного и того же пациента заметно различались.

Результаты этой работы также свидетельствуют, что терапия, направленная на подавление размножения вируса (например, препарат ремдесивир), будет наиболее эффективна именно на ранних стадиях инфекции, учитывая высокую численность вирусных частиц, связанную с диффузным поражением альвеол.

Конечно, надо быть реалистами и понимать, что в нынешних условиях предлагаемая авторами дополнительная диагностика в полном объеме может быть проведена далеко не во всех медицинских учреждениях. Однако ее использование могло бы повысить шансы на выздоровление в самых тяжелых случаях болезни.

Фото: https://pixabay.com/