«Афины на Шпрее» - центр искусств и культуры в Берлине
В самом сердце Берлина, в северной части острова Шпрееинзель на реке Шпрее расположилась одна из главных достопримечательностей германской столицы – созвездие берлинских музеев, с XIX в. известных под общим названием «Музейный остров». Идею создания публичного музея, где разместились бы произведения европейского искусства античного периода и Нового времени, была поддержана еще в конце XVIII в. прусским королем Фридрихом Вильгельмом II, а реализована во время правления его потомков. И спустя 100 лет после начала строительства в водах Шпрее отразились великолепные фасады пяти музеев, каждый из которых может гордиться уникальной коллекцией экспонатов, относящихся к определенному художественному жанру и историко-культурной эпохе.
На фото вверху:
Слева – современная скульптура «Водопад» была создана художником Чжао Чжао в 2013 г. в рамках проекта «Игра престолов», организованного «Форумом Гумбольдта» с целью создания экспериментальных художественных форм для изображения китайского императорского трона из коллекции берлинского Музея искусства Азии. Фото J. Ziehe предоставлено Галереей Александра Окса (Берлин/Пекин).
Справа – Модель Музейного острова. На переднем плане изображено строящееся здание Берлинского дворца, в котором расположится «Форум Гумбольдта».
© SPK/ART+COM / Schloss: eldaco, 2015.
В центре – восьмиголовый танцующий Хеваджра. Камбоджа, XII или XIII в.
© bpk / Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Asiatische Kunst / Georg Niedermeiser
Благодаря появлению этого музейного комплекса, с самого начала предназначенного стать «открытым пространством для искусств и наук», Берлин даже стали называть «Афины на Шпрее». Но бомбардировки во время Второй мировой войны не пощадили «немецкий акрополь»: масштабы разрушений были огромны, но закончить дорогостоящие восстановительные работы, тогдашнее правительство ГДР не смогло из-за нехватки средств. Боле 70-ти лет простоял в руинах и один из старейших и самый пострадавший Новый музей, который горожане называли «позорным пятном» города.
Новая жизнь Музейного острова началась лишь в конце 1990-х гг., после объединения Германии, и идет она по мастер-плану Фонда прусского культурного наследия, предусматривающего не только капитальный ремонт, реставрацию и модернизацию уже имеющихся зданий, но и постройку новых и объединение их в единый архитектурный ансамбль. Масштаб преобразований поражает: восстановлен Новый музей, где экспонируется уникальная египетская коллекция, в том числе знаменитый бюст египетской царицы Нефертити; Пергамский музей получит новое крыло, а в строящемся здании Галереи Джеймса Симона появится все, что необходимо в современном музейном комплексе, который посещают несколько миллионов человек в год. Заключительным аккордом преобразования Музейного острова станет сооружение надземных галерей Археологического променада – архитектурного «мостика», который не только территориально соединит четыре из пяти музеев острова, но и послужит связующим звеном между культурными эпохами и народами, в них представленными. Здесь будут располагаться «мультидсциплинарные» музейные экспозиции, посвященные вопросам, с сотворения мира занимающим ум человека, таким как «жизнь после смерти», «что такое красота» и т.п.
Строительство Архитектурного променада станет важным этапом на пути создания эталона современного музея – универсального музея энциклопедического типа, прообразом которого послужили кабинеты редкостей (кунсткамеры), создававшие «целостную картину Вселенной на ограниченном пространстве». Согласно мастер-плану Фонда прусского культурного наследия, следующим шагом в этом направлении будет восстановление из руин королевского Берлинского дворца, взорванного в период правления коммунистической партии. В реконструированном здании дворца, оснащенном по последнему слову музейной техники, разместится штаб-квартира научно-культурной организации «Форум Гумбольдта» и будут экспонироваться предметы искусства народов, живущих за пределами Европы. Африканские маски, лодки из Океании, императорский трон из Поднебесной – все эти экспонаты из необъятных коллекций, ныне хранящиеся в разных музеях Берлина, станут для посетителей музея «проводниками» в настоящем кругосветном путешествии.
Пока работы по реализации мастер-плана далеки от завершения, но когда в 2019 г. откроет для посетителей свои двери возрожденный Берлинский дворец, один из самых амбициозных гуманитарных проектов нашего века по созданию центра искусства и культуры всего мира станет реальностью, а отдельно взятая «музейная Вселенная» расширится до пределов ойкумены – освоенной человечеством части мира.