1920
Они выжили в ледниковом периоде
Эволюция
Реконструкция западной граветтской «леди Брассемпуи». Это одно из самых ранних изображений человеческого лица. Автор Л. Балак, Институт археологии в Брно, Чешская академия наук. © CC BY-SA 4.0

Они выжили в ледниковом периоде

Новые молекулярно-генетические технологии позволяют палеогенетикам копнуть так глубоко, что историю человечества приходится местами не просто уточнять, но переписывать. Именно это сделала недавно большая международная исследовательская команда на основе крупнейшего набора данных о геномах доисторических европейских охотников-собирателей

Как известно, люди современного физического типа начали расселяться по Евразии еще около 45 тыс. лет назад, однако было установлено, что эти первопоселенцы не внесли значимый генетический вклад в более позднее население. Сейчас ученые исследовали генетический материал людей, которые могли быть среди предков современного населения Западной Евразии. При этом впервые в их руки попали геномные данные о людях, живших там около 25 тыс. лет назад – во времена максимума, самой холодной фазы последнего ледникового периода,

В исследовании миграций охотников-собирателей, живших в эпоху ледникового периода в период 35– 5 тыс. лет назад, участвовали ученые из Тюбингенского университета, Центра исследований человеческой эволюции и состояния среды обитания в доисторические времена им. Зенкенберга, Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) и Пекинского университета (Китай). Исследователи проанализировали геномы 356 охотников-собирателей из разных археологических культур, включая лишь недавно «расшифрованные» геномы 116 человек из 14 разных стран Европы и Центральной Азии.

На территории Европы, вплоть до современной России, 32–24 тыс. лет назад была широко распространена так называемая граветтская культура – археологическая культура позднего палеолита, названная так по пещере Ла-Граветт на юге Франции, где были найдены первые образцы. Именно к этой культуре относятся небольшие фигурки «пышных» женщин из кости, камня и глины, – знаменитые «палеолитические Венеры».

Доисторическое изображение Венеры Лоссельской, вырезанное из камня 18–20 тыс. лет назад. Оригинал хранится в Музее Бордо (Франция). © CC BY 3.0

Удивительно, но оказалось, что популяции людей из разных регионов были связаны лишь общей археологической традицией: они использовали одинаковое оружие и производили похожие предметы искусства. При этом генетически они имели мало общего: геномы людей из Западной и Юго-Западной Европы (сегодняшние Франция и Иберия) отличались от геномов из современных им популяций Центральной и Южной Европы (сегодняшние Чехия и Италия).

Кроме того, выяснилось, что лишь генофонд западных граветтских популяций непрерывно поддерживался в течение как минимум 20 тыс. лет. Именно с их потомками связаны такие археологические культуры, как солютрейская (характерна для середины позднего палеолита на территории Франции и северной Испании) и мадленская (распространена в позднем палеолите на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии и Германии). Носители этих культур жили на юго-западе Европы на самом пике последнего ледникового периода (25–19 тыс. лет назад), а затем продвинулись на северо-восток, заселив остальную территорию Европы.

Полученные результаты подтверждают гипотезу, что во время самого холодного времени последнего оледенения люди нашли себе убежище в климатически более благоприятном регионе юго-западной Европы.

Еще одним таким «климатическим убежищем» на максимуме оледенения до недавних пор считался Аппенинский полуостров. Однако ученые не нашли доказательств этому: популяции охотников-собирателей, связанные с граветтской культурой и проживавшие в центральной и южной Европе, к окончанию последнего оледенения не обнаруживаются. Другими словами, они там вымерли.

Их место заняли люди с другим генофондом, связанные с более поздней эпиграветтской культурой верхнего палеолита, которая наследовала граветтской в Италии и Восточной Европе. Предположительно, эти новопоселенцы пришли с Балкан, вероятно, сначала в северную Италию (примерно во время ледникового максимума), а затем заселили земли на юге до Сицилии. Похоже, что потомки именно этого эпиграветтского населения Аппенинского полуострова расселились по остальной Европе около 14 тыс. лет назад, заменив людей мадленской культуры.

На основе результатов своего анализа исследователи описывают крупномасштабную генетическую перестройку, которая частично могла быть вызвана изменениями климата, вынудившими людей мигрировать. Когда климат быстро и значительно потеплел, а на европейском континенте появились обширные леса, люди с юга заселили эти территории, а исконное население, возможно, мигрировало на север, поскольку площадь их привычной среды обитания – «мамонтовой степи» (тундростепи) – сократилась.

Похоже, что современные популяции охотников-собирателей в Западной и Восточной Европе не смешивались генетически на протяжении более шести тысячелетий. Первые генетические свидетельства подобных контактов вновь обнаруживаются только около 8 тыс. лет назад: лишь тогда охотники-собиратели, с разной родословной и внешностью, включая цвет кожи и глаз, начали смешивать «свою кровь». За это время из Анатолии в Европу распространились земледелие и оседлый образ жизни. И хотя миграция в Европу первых земледельцев могла привести к вытеснению охотников-собирателей на северную окраину континента, стратегия их генетического «сближения» успешно работала в течение примерно 3 тыс. лет.

В целом новые данные дают нам удивительно детальное представление об общей динамике евразийских групп охотников-собирателей в последний ледниковый период, а дальнейшие исследования помогут прояснить, какие именно процессы были ответственны за генетические замены целых популяций.

Фото: https://en.wikipedia.org, https://upload.wikimedia.org