Куда и зачем летят стрекозы?
«Скафандр» (экзувий), оставленный личинкой стрекозы Zygonyx iris (Камбоджа) после превращения ее во взрослую особь. Фото О. Костерина

Куда и зачем летят стрекозы?

Кто из нас не любовался полетом стрекоз – этих прекрасных, стремительных и маневренных хищников, хватающих свою добычу в буквально смысле на лету? Но лишь специалисты знают, что эти крылатые насекомые могут, подобно птицам, мигрировать на тысячи километров, преодолевать океаны и высокие горы. Ответу на непростой вопрос, зачем и как они это делают, посвящена статья новосибирского энтомолога Сергея Борисова в выпуске нашего журнала

Стрекозы – одна из древнейших групп наземных членистоногих, появившаяся свыше 300 млн лет назад: уже в каменноугольных «лесах» порхали стрекозоподобные создания, размах крыльев которых достигал 75 см! Как ни удивительно, но с тех времен эти крылатые насекомые с очень высокой морфологической специализаций внешне и внутренне очень мало изменились. С появлением человека стрекозы стали его добрыми друзьями: и их личинки, и взрослые особи уничтожают много вредных для нас насекомых, в том числе кровосущих – после массового выплода стрекоз количество тех же комаров стремительно падает.

Размеры мигрирующих стай стрекоз могут поражать воображение: так, в Аргентине в 1991 г. была замечена гигантская стая численностью около 4–6 млрд особей и общей биомасой 4 тыс. тонн! Одна из знаменитостей среди стрекоз-мигрантов – четырехпятнистая стрекоза: согласно письменным свидетельствам, еще в XIX в. через г. Антверпен пролетала столь большая и густая стая этих насекомых, что всякое движение на улицах приостановилось. Есть предположение, что эти миграции возникают при чрезмерном размножении стрекоз и имеют «суицидный» характер, приводя к гибели мигрирующих особей. В этом случае речь идет о вполне эффективном механизме саморегуляции и оптимизации численности популяции.

Но все же такие масштабные скопления и перемещения стрекоз наблюдаются не часто – обычно их перелеты происходят незаметно для непосвященного глаза. Да и самим специалистам изучать миграции стрекоз непросто, хотя сейчас для этой цели используют радары и даже микропередатчики. Заветной же мечтой специалиста по миграциям стрекоз является обнаружение «узких мест» в так называемых направляющих линиях ландшафта, по которым насекомые прокладывают свои маршруты, таких как горный перевал Чокпак на юге Казахстана, где стрекозы прекрасно ловятся в ловушки, установленные для отлова и кольцевания птиц.

В результате энтомологам удалось выяснить много любопытного о причинах и характере стрекозиных миграций. Например, оказалось, что группа стрекоз северного полушария весной прилетает из тропических и субтропических в умеренные широты, где рождается и вырастает новое поколение, а осенью молодежь возвращается на юг, где их «дети»-личинки зимуют в более комфортных условиях. А в Средней Азии у некоторых видов стрекоз личинки развиваются в теплых водоемах на равнинах, а взрослые с наступлением жары улетают на «дачу» в прохладные горы и лишь осенью возвращаются «домой». Эти примеры показывают, что в каком-то смысле поведение этих древних насекомых не так уж отличается от нашего.

Подготовила Лариса Овчинникова