Частые врожденные уродства древних людей объяснили их близкородственными брачными связями
Физиология
Экспонат Гонконгского исторического музея (КНР)

И сегодня далеко не все на планете имеют возможность пользоваться благами цивилизации, что уже говорить о наших далеких предках из плейстоцена, которым приходилось регулярно голодать, мерзнуть, отбиваться от хищников… Добавьте к этому необычно много врожденных дефектов развития, в том числе серьезных, что можно увидеть при изучении ископаемых антропологических находок. Объяснение этому феномену предложил палеонтолог, профессор Э. Тринкаус из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США)

Ученые-палеонтологи обратили внимание на тот поразительный факт, что среди скелетных останков древних людей встречается подозрительно много деформированных, причем причиной этих патологий были не травмы или возрастные изменения, а аномалии развития. Например, искривленные кости рук и ног, измененные зубы, карликовость… Был также обнаружен детский череп с признаками гидроцефалии – заболевания, при котором в мозге скапливается жидкость, в результате чего еще мягкие детские кости раздвигаются, и голова приобретает характерную форму.

В распоряжении ученых сейчас имеются останки 66 человек со скелетными аномалиями, представителей разных подвидов Homo, живших около 200 тыс. лет назад. Среди них – останки как детей, так и взрослых. Эти находки свидетельствуют, что древние люди, по-видимому, не бросали своих не слишком здоровых сородичей и в меру сил заботились о них. Кстати, вышеупомянутому ребенку с гидроцефалией на момент смерти было 3–4 года, и удивительно, как он дожил до этого возраста, имея такое тяжелое заболевание.

Расчеты показали, что примерно две трети этих «первобытных» аномалий у современных людей встречаются очень редко (в целом менее чем у 1%), а пятая часть сегодня вообще не встречается.

Что же провоцировало такое частое рождение детей с уродствами? Может быть, плохое питание беременных женщин, из-за чего ребенок развивался «с ошибками»? Однако недостаток тех или иных питательных веществ должен бы привести к системному повреждению скелета, а не к изменениям отдельных костей.

Согласно другой гипотезе, люди с подобными отклонениями могли быть в своем племени своего рода колдунами и шаманами, и хоронили их с особой тщательностью, так что тела могли сохраняться с большей вероятностью, чем тела обычных соплеменников. Однако не во всех захоронениях были обнаружены свидетельства каких-то особенных погребальных обрядов.

На сегодня самой вероятной причиной большого числа аномалий развития у древних людей представляется практика инбридинга, т.е. близкородственных скрещиваний. В то время такие брачные отношения были практически неизбежны в силу того, что популяции людей зачастую были небольшими и довольно изолированными, хотя известны и исключения. Аргументами в пользу этой гипотезы служат признаки морфологического родства некоторых из обнаруженных индивидуумов, а также низкое генетическое разнообразие среди древних людей, как показывает анализ древней ДНК

Конечно, подтвердить эти выводы мог бы анализ той же ДНК из останков с костными аномалиями, однако при подготовке к нему многие из этих образцов будут уничтожены, и ученые не считают, что на данный момент такое разрушительное исследование является оправданным.