Большое тело и маленький мозг? Ты вымер в плейстоцене
Мегафауна Чили позднего плейстоцена

Большое тело и маленький мозг? Ты вымер в плейстоцене

Период позднего плейстоцена, начавшийся около 100 тыс. лет назад, отмечен драматическими событиями массового вымирания крупных наземных позвоночных – так называемой мегафауны. О причинах этого вымирания ученые спорят до сих пор, а недавно они выяснили дополнительное обстоятельство, которое способствовало выживанию видов млекопитающих

В конце четвертичного периода на Земле случилось массовое вымирание мегафауны – крупных (более 45 кг весом) животных, включая млекопитающих, нелетающих птиц и некоторых рептилий. Обычно этот факт связывают с изменениями климата, к которым не всем видам удалось адаптироваться, либо с человеческим фактором.

Для животных, которые никогда раньше не сталкивались с людьми, появление этого нового «хищника» могло действительно стать фатальным даже при его невысокой охотничьей активности. Некоторые виды (к примеру, ведущие древесный или ночной образ жизни) имели больше шансов на выживание в силу особенностей своего поведения, которое уберегало их от участи стать добычей человека.

При этом характерной общей чертой для многих вымерших видов, независимо от предположительной причины вымирания, был большой размер тела. Такая особенность у млекопитающих обычно связана с небольшим размером популяции, большой продолжительностью жизни, продолжительной беременностью, большими интервалами между родами и, соответственно, небольшим числом потомков. Все эти обстоятельства делают виды более уязвимыми.

С другой стороны, длительный период вынашивания плода, как правило, характерен для млекопитающих, имеющих крупный мозг. А такие животные могли лучше запоминать местонахождение пастбищ и источников воды, адекватнее реагировать на угрозу со стороны человека и в целом проявлять более высокую поведенческую пластичность, что позволяло им лучше справляться с быстро меняющимися условиями окружающей среды. И, соответственно, повышало их шансы на выживание.

Исследователи из Израиля и Италии предположили, что крупные млекопитающие, пережившие период массового вымирания, могли быть наделены мозгом большего размера, чем их вымершие «родственники». Чтобы проверить эту гипотезу, они сравнили относительные размеры мозга почти 300 видов современных млекопитающих и 50 видов, вымерших в конце четвертичного периода.

Около половины изученных видов относились к отрядам неполнозубых (ленивцы, броненосцы, муравьеды), хоботных и приматов. Размеры мозга оценивали по объемам реконструированного эндокаста – внутреннего слепка черепной коробки, который служит мерой объема полости черепа и надежным показателем размера мозга. Для анализа использовались данные как из опубликованных источников, так и полученные с использованием цифровых моделей черепов.

Оказалось, что объем эндокаста современных видов млекопитающих в среднем на 53–83% больше, чем у родственных вымерших видов. Вероятность вымирания увеличивалась по мере увеличения размера тела, но уменьшалась в случае увеличения мозга. Так что если брать животных одной весовой категории, то шансы выжить были выше у более «умных».

При этом формирование большого мозга, похоже, не было адаптивной реакцией на изменение условий существования. Просто те представители мегафауны, которые в силу каких-либо причин имели сравнительно небольшой мозг, оказались не в силах справиться с новыми обстоятельствами.