«Эгоистичный» мозг, или Лучше быстро думать, чем быстро бегать
Физиология

«Эгоистичный» мозг, или Лучше быстро думать, чем быстро бегать

Работа мозга человека энергетически очень затратна, что не может не сказаться на функционировании других органов. Удовлетворять потребности быстро растущего мозга призвана и жировая ткань, своего рода энергетический буфер, которой у человеческих младенцев заметно больше, чем у детенышей других млекопитающих. И даже если организм недополучит питательные вещества, объем и масса мозга будут поддерживаться на нужном уровне, пусть и за счет других систем, таких как скелетные мышцы.

Ученые из Кембриджского университета (Великобритания) решили проверить, как распределяется между органами «топливо», из которого в клетках образуется энергия, когда человек одновременно выполняет умственную и физическую работу.

В экспериментах приняли участие несколько десятков студентов, занимающихся гребным спортом. Молодым людям было предложено три варианта тестового задания: для проверки памяти, проверки своих физических качеств на гребном тренажере, а также выполнение двух этих тестов одновременно. Как и ожидалось, в последнем случае эффективность выполнения задач была ниже, чем тогда, когда тесты выполнялись по отдельности. Но интересно то, что показатели памяти при этом снизились меньше, чем физические.

Ученые считают, что эти данные свидетельствуют о неслучайном (в пользу мозговой ткани) распределении в организме глюкозы, играющей роль «топлива» для получения энергии. Что подтверждает гипотезу «эгоистичного» мозга, согласно которой в результате эволюции энергетические потребности мозга оказались приоритетными по сравнению с другими органами, в том числе скелетными мышцами.

Мышцы также являются энергетически затратными: на их поддержание даже в состоянии покоя уходит до 20% основного обмена (минимального расхода энергии, необходимого для поддержания жизни в условиях теплового комфорта). А так как запас глюкозы и кислорода в крови ограничен, то активные скелетные мышцы становятся серьезным конкурентом мозгу. При этом больший приоритет имеет мозговая ткань, хотя возможны и «компромиссы». Как известно, мозг получает энергию почти исключительно из глюкозы, но, в принципе, может использовать и лактат (молочную кислоту), которую скелетные мышцы вырабатывают во время работы, или кетоновые тела.

Сегодня уровень развития мозга считается определяющей характеристикой человека как продукта эволюции, и, видимо, именно «эгоизм» этого органа обеспечил нам лучшие шансы на выживание. Другими словами, виду Homo sapiens помог выжить приоритет быстрого мышления над умением быстро бегать.

Фото: https://pxhere.com