1935
Нежность против грубости, или Если бы овцы могли выбирать

Нежность против грубости, или Если бы овцы могли выбирать

Самые крупные, сильные и агрессивные самцы часто становятся доминирующими в своей группе и оставляют многочисленное потомство. Но грубая сила не всегда приходится по вкусу противоположному полу, что подтвердили исследования межполовых отношений среди овец

Потребность занять определенное место в социальной структуре своей группы свойственна очень многим живым существам. При этом у разных видов иерархические отношения, т.е. порядок подчинения одних особей другим, могут складываться по-разному и на основе разных критериев.

К примеру, в отаре – овечьем стаде, у самцов и самок имеется своя иерархия. Бараны шутить не любят, поэтому у них складывается строгая иерархия, где есть доминирующий самец (самый сильный и с самыми крупными рогами) и подчиненные.

Доминирующий баран стремится покрыть как можно больше овцематок, но в какой-то момент он просто физически не справляется с задачей – заканчивается сперма. Ученые видят в этом эволюционный смысл: таким образом отара уходит от угрозы инбридинга (близкородственного скрещивания) и связанного с ним снижения генетического разнообразия популяции, что чревато ее полным исчезновением.

Ученые заметили, что когда с высокоранговым бараном случается такой конфуз, овцы начинают явно предпочитать самцов, стоящих ниже на иерархической лестнице. А что было бы, если бы самки изначально могли сами выбирать себе партнера?

Исследователи из Мексики и Уругвая провели эксперимент, который часто используют в лаборатории при изучении социального поведения у животных. Баранов разделили на доминантов и подчиненных и заставили их «конкурировать» за самку. Для этого их разбили на пары и помещали на длинной привязи в разных углах загона, куда впускали готовую к спариванию овцу.

Всего ученые использовали 28 овец и 8 баранов (по 7 самок на каждую пару разноранговых самцов) и повторили опыты несколько раз, периодически меняя баранов местами. И оказалось, что четверть испытуемых овец спаривалась исключительно с подчиненными самцами. К тому же, когда в роли партнера выступал доминант (а эти самцы склонны к довольно грубому брачному поведению), продолжительность спаривания была вдвое короче. Да и в целом овцы проводили в обществе доминирующего самца примерно в три раза меньше времени, предпочитая «общаться» с подчиненным.

Исследователи делают вывод, что такое поведение овцематок может быть «запрограммировано» эволюционно, дабы избежать опасности инбридинга. Но закрадывается крамольная мысль: может быть, кудрявым красоткам просто нравится более нежное обращение?

Фото: https://www.flickr.com, https://snappygoat.com